«Ёлочка» из эпохи динозавров

Доктор химических наук М. КОРНИЛОВ (г. Киев).

Ежегодный прирост побегов воллемии в теплице Главного ботанического сада около 20 см. Отчётливо видна перемычка, да и по цвету молодой прирост отличается от прошлогоднего. Фото В. Панкина.
В первозданной природе растёт около 100 экземпляров воллемии. На фото: глубокое ущелье на одном из самых отдалённых участков австралийского заповедника Воллеми, где растут реликтовые деревья.
Дэвид Нобл, открывший воллемию — древнейшее хвойное дерево, существующее на Земле. Фото с сайта www.pweurope.com.
Ещё недавно ботаники относили воллемию к числу исчезнувших видов. На фото: современная популяция древних хвойных деревьев, имеющих необычную кору.
Редчайшая воллемия растёт в Ботаническом саду в Киеве. Фото автора.
Есть воллемия и в коллекции Главного ботанического сада в Москве. Деревцу девять лет. Фото В. Панкина.
Веточка воллемии с молодой шишкой на конце.
Ветка воллемии и отпечаток ветки в окаменелости времён юрского периода (190—135 млн лет назад). Фото с сайта www.pweurope.com.
У воллемии широкие мягкие хвоинки-листочки.
Необычна кора воллемии: она выглядит как шоколад с воздушными пузырьками. Фото В. Панкина.

рупные открытия в области ботаники совершаются нечасто. Возможно, читатели знают, а может быть и нет, о недавнем открытии «живого ископаемого» растения — воллемии, ровесницы динозавров, обитавших на нашей планете много миллионов лет тому назад. Отдалённо это хвойное дерево напоминает сосну и араукарию. Сосну все знают, а редкие экземпляры араукарии можно встретить в ботанических садах и даже на наших подоконниках.

Воллемия была открыта совершенно случайно в 1994 году Дэвидом Ноблом, сотрудником Национального парка Австралии Воллеми (Wollemi), расположенного к северо-западу от Сиднея.

Дэвид отправился в один из самых диких уголков парка не с научной целью. Его, любителя горного туризма, интересовала возможность полазать по труднопроходимым местам. С помощью альпинистского снаряжения он спустился в каньон глубиной 200 метров и шириной от полутора до 20 метров. На берегах протекающей там речки Дэвид и обнаружил несколько десятков необычных хвойных деревьев высотой 35—40 метров с губчатой корой, напоминающей кипящий шоколадный крем. С тех пор были найдены ещё два ущелья с несколькими экземплярами этого растения.

Ботаники заметили сходство живых веток чудо-дерева с отпечатками, найденными в каменных отложениях, возраст которых около 200 миллионов лет. Выходит, что обнаруженному реликтовому растению удалось пережить все катаклизмы нашей планеты, в том числе периоды глобального оледенения и дрейф континентов. По мнению учёных, такое дерево росло на древнем доисторическом континенте Гондване, существовавшем ещё до того, как Австралия отделилась от Антарктиды и начала движение на север.

Растение назвали Wollemia nobilis, что отражает название парка, имя первооткрывателя и величественный вид растения (слово «wollemi» в переводе с языка местных аборигенов означает «оглянись, открой глаза, будь внимательным»).

Сохранившиеся деревья оказались представителями не только нового вида, но и нового рода, относящегося к семейству араукариевых (Araucariaceae) — реликтовых хвойных растений. До сих пор в современной флоре числились только два рода этого семейства — араукария (Araucaria) и агатис (Agathis).

Всего в естественных условиях насчитывается не более сотни воллемий, из них около 23 взрослых деревьев. Самый старый экземпляр имеет ствол диаметром около одного метра и высотой около 40 метров, возраст его не менее 400 лет. Называют это дерево деревом Билла (Bill Tree) — по имени пилота вертолёта, который помог учёным по верёвке спуститься в ущелье. Возраст корневища такого растения может превышать 1000 лет!

В природных условиях новые побеги воллемии вырастают у основания дерева, а в случае повреждения главного корня от какого-либо стихийного бедствия, например от удара молнии или пожара, они могут появиться и из корневища. Такая необычайная приспособляемость, видимо, и помогла этому растению дожить до наших дней.

Ветви воллемии усажены крупными широкими хвоинками — тоненькими листочками длиной от 3 до 8 см, причём молодые хвоинки заметно ярче старых. Между приростом разных лет сохраняются отчётливые перемычки.

На одном и том же дереве могут расти мужские и женские шишки, причём женские шишки располагаются на более молодых ветвях в верхней части дерева, а мужские — на более старых ветвях, находящихся ниже. Все молодые шишки — зелёные, старые — красновато-коричневые. Семена созревают в них около двух лет. Однако собирать шишки ради семян, свисая с вертолёта над кронами на канате, опасно для того, кто это делает, и для растений из-за возможного повреждения.

Правительство Австралии побеспокоилось о сохранении реликтового вида. Каньон находится под охраной. Журналистов туда изредка возят на вертолётах с завязанными глазами, чтобы никто, кроме узкого круга специалистов, не знал, где расположен каньон. Для непрошеных гостей предусмотрен большой штраф — любопытствующие посетители могут занести инфекцию или как-то иначе навредить редчайшей популяции. В то же время Австралия не стала делать на открытии «живого ископаемого» большой бизнес, хотя первые выращенные саженцы были проданы на аукционе Сотби (в Сиднее) 23 октября 2005 года по цене более 1 млн австралийских долларов. Правительство потратило миллионы долларов на создание питомника для воллемии. Решено, что до 2013 года её саженцы будет разводить только Австралия. В питомнике воллемию выращивают вегетативным путём — для размножения используются кусочки тканей. Саженцы дают ежегодный прирост до 50—60 см, что делает процесс простым и эффективным.

Экземпляры воллемии учёные Австралии уже передали в дар многим известным ботаническим садам, чтобы люди на всех континентах имели возможность увидеть рекордную долгожительницу планеты и чтобы в случае какой-то природной катастрофы сохранить единственный в своём роде вид. В большинстве случаев уникальные живые экспонаты окружены заборами из стальных прутьев.

Одно реликтовое деревце высотой около полутора метров растёт в Киеве в Ботаническом саду Академии наук Украины имени академика Н. Н. Гришко на Печерске.

Подарили австралийский реликт (семилетний саженец) в 2006 году и Главному ботаническому саду им. Н. В. Цицина РАН в Москве.

Оказалось, что воллемия прекрасно себя чувствует в закрытом помещении. Исследования по выращиванию этого растения в комнатных условиях продолжаются. Пройдут годы, и, возможно, древнее хвойное растение будет прекрасно расти в наших квартирах.

Автор благодарит кандидата биологических наук Е. Л. Рубцову за предоставленные материалы.