Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Карьера ученика начинается с учителя

Кандидат философских наук С. ВИНОГРАДОВ.

Рассказывая о знаменитых людях, журналисты обычно ищут истоки успеха — первую учительницу, тренера и т.д. Справедливо считается, что талантливый педагог может стать залогом удачной карьеры. Потому родители, которые заботятся о будущем своих детей, ищут педагога или педагогический коллектив, с гарантией «выводящий в люди». Между тем гарантировать жизненный успех не может никто — слишком много переплетётся факторов. И всё же — какова роль школьного учителя в карьере ученика?

Проблема оценки эффективности труда педагога трудная, но не безнадёжная. Существует методика, педагогические результаты которой проверены временем, признаны, воспроизведены. Я имею в виду систему Виктора Фёдоровича Шаталова.

В 1970 году в средней школе № 13 города Донецка 8-й класс начал учиться по экспериментальной программе Шаталова. Класс был не очень — из 33 учеников ни одного отличника, только девять ребят закончили 7-й класс без троек, а по алгебре и геометрии за весь учебный год вообще не было выставлено ни одной отличной оценки. В 1971 году 16 учеников этого класса закончили восьмилетку только на четвёрки и пятёрки. К концу 9-го класса они прошли программу по математике и физике за 10-й класс. Две комиссии из Москвы и Киева провели итоговые экзамены за курс средней школы по алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. Девятиклассники получили 22 пятёрки, 8 четвёрок и только 3 тройки. В итоге 24 ученика из этого класса имели в аттестатах об окончании средней школы только четвёрки и пятёрки, а пятеро из них получили аттестаты с одними пятёрками. Трое закончили школу с золотыми медалями. Все 33 выпускника стали студентами высших учебных заведений.

20 лет подряд все выпускники поступали в вузы (без исключений). Среди учеников, окончивших школу Шаталова до 1990 года, — 64 кандидата и 12 докторов наук, 64 мастера спорта.

Воспитанники Шаталова осваивали курс средней школы с опережением на 2 года. Столь выдающиеся результаты достигнуты благодаря знаменитым «опорным сигналам», позволяющим надёжно усваивать большой объём информации, особой методике повторения и оценивания знаний, оригинальной системе решения задач и эффективному инспектированию учебного процесса. Апробация новых методических идей до 1992 года с успехом проходила не только в школах, но и в вузах, военных училищах, академиях.

Шаталов продолжает совершенствовать свою систему. Сейчас во время каникул он за пять-шесть дней преподаёт московским школьникам годовой (!!) курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. Родители с удивлением обнаруживают, что их дети способны эффективно усваивать огромный массив знаний. У Шаталова нет секретов. Он показывает, как избежать уравниловки, освободить детей от зубрёжки, помочь ребёнку обрести уверенность в себе и идти по жизни с гордо поднятой головой.

***

Сегодня уроки проводят последователи Шаталова в институте им. Екатерины Великой:

— курс 2—4-х и 5—6-х классов (русский и математика) со 2 по 9 января — ежедневно, с 11 января по 1 марта — в воскресные дни;

— курс 9—11-х классов (алгебра) с 3 по 9 января — ежедневно;

— курс 7—8-х и 9—11-х классов (алгебра) с 18 января по 1 марта — в воскресные дни;

— грамматика, правописание, элементы подготовки к ЕГЭ (7—9-е классы), подготовка к ЕГЭ, часть «А», часть «Б» (пп. 1—8) и «С», профилактика характерных ошибок (9—11-е классы) с 5 по 10 января — ежедневно.

Работают группы выходного дня, для школьников со 2 по 11 класс по русскому и английскому языку, математике. Каждое воскресенье проходят лекции о системе Шаталова — вход свободный.

В продаже имеются видеофильмы с уроками Шаталова, всего 13 фильмов по 7—11 часов. Несколько часов видеозаписи охватывают годовую программу курса. По ним учатся в Европе и Америке.

Приобретение учебников, DVD и запись на занятия: Москва, станция метро «Авиамоторная», Красноказарменный проезд, д. 14«а», офис 108.

Телефоны «Школы Шаталова в Москве»: (495) 772-47-34; 8-915-346-03-27

www.shatalovschools.ru


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»