РОБОТ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Nature", "New Scientist" и "The Week" (Англия), "Innovation", "PM Magazin" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Science News" и "Wired" (США), "Decouverte" (Франция), а также информация из Интернета.

Робот, который сам строит гипотезы о функции того или иного гена в генном наборе дрожжевой клетки и сам разрабатывает эксперименты, которыми можно проверить его гипотезы, создан в университете Уэльса (Великобритания).

В клетке обычных пекарских дрожжей около 6000 генов, и функция 30 процентов из них пока не ясна. Чтобы понять, зачем нужен тот или иной ген, биологи удаляют его из отдельной клетки, а затем смотрят, как эта клетка растет и размножается на разных питательных средах. Именно этим занимается робот, в которого заложены сведения о дрожжах и их биохимии. Он смешивает химикаты, создавая различные питательные среды с присутствием того или иного вещества, которое не требуется обычным дрожжам, но предположительно необходимо мутантам с одним отсутствующим геном. Разлив полученные питательные смеси по специальным плоским сосудам, робот помещает туда мутантные клетки и смотрит, как они размножаются. Ученым остается только принять от робота результаты эксперимента.

Результаты исследований будут важны не только для хлебопекарной промышленности, но и для медицины, так как многие гены дрожжей присутствуют и в генном наборе человека.