Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СОКРОВИЩА ВОИНСКОЙ ЗНАТИ

З. КОРОТКОВА.

Рукоятка маленького ножа кодзука с изображением борющихся тигров. Мастер Ёкоя Сомин. XVIII век.
Рукоятка маленького ножа кодзука с изображением борющихся тигров. Мастер Ёкоя Сомин. XVIII век.
Меч тати работы мастера Ясуцуна (XI век) — самый старый в Японии. Он поступил в музей из Управления императорской фамилии.
Меч тати работы мастера Ясуцуна (XI век) — самый старый в Японии. Он поступил в музей из Управления императорской фамилии.
Доспех харамаки. Покрытые чёрным лаком пластины из металла и бычьей кожи соединены кожаными ремешками и оплетены шёлковыми шнурами. Особо ценный культурный объект. XV век.
Доспех харамаки. Покрытые чёрным лаком пластины из металла и бычьей кожи соединены кожаными ремешками и оплетены шёлковыми шнурами. Особо ценный культурный объект. XV век.
Фигурный шлем в форме раковины. Железо, лак, шёлк, позолота. XVII век.
Фигурный шлем в форме раковины. Железо, лак, шёлк, позолота. XVII век.
Фарфоровое блюдо, украшенное надглазурной эмалевой росписью. XVII век.
Фарфоровое блюдо, украшенное надглазурной эмалевой росписью. XVII век.
Бог ветра и бог грома на парной двустворчатой ширме (фрагмент). Художник Огата Корин. Особо ценный культурный объект. XVII век.
Бог ветра и бог грома на парной двустворчатой ширме (фрагмент). Художник Огата Корин. Особо ценный культурный объект. XVII век.
Набор для чернения зубов. Дерево, металл, лак. 1816 год.
Набор для чернения зубов. Дерево, металл, лак. 1816 год.
Главный корпус Токийского национального музея. Архитектор Дзюн Ватанабэ, 1938 год.
Главный корпус Токийского национального музея. Архитектор Дзюн Ватанабэ, 1938 год.
Маленькие коробочки инро подвешивали к поясу. Первоначально в них носили лекарства. Со временем инро и дополняющие их нецкэ стали украшением костюма. XIX век.
Маленькие коробочки инро подвешивали к поясу. Первоначально в них носили лекарства. Со временем инро и дополняющие их нецкэ стали украшением костюма. XIX век.
Ширма «Двенадцать месяцев». Фрагмент. Месяц первый — «Ива и соловей». XVII век.
Ширма «Двенадцать месяцев». Фрагмент. Месяц первый — «Ива и соловей». XVII век.
Накидка дзимбаори сшита из яркого жёлтого сукна, украшена плетёными шнурами, вышивкой, кожей. XIX век.
Накидка дзимбаори сшита из яркого жёлтого сукна, украшена плетёными шнурами, вышивкой, кожей. XIX век.

Посетители Музеев Московского Кремля на протяжении нескольких лет не раз имели возможность знакомиться с собраниями крупнейших императорских и королевских музеев мира. Свои сокровища демонстрировали Лувр, Венский музей истории искусств, «Зелёные Своды» из Дрездена, Государственный Эрмитаж, пекинский Музей императорского дворца.

Очередным гостем кремлёвских музеев стал Токийский национальный музей с выставкой «Самураи. Сокровища воинской знати Японии».

Экспонаты выставки (их более 70) охватывают тысячелетний период с Х века до начала ХХ столетия. Большая часть предметов, некогда принадлежавших феодальным князьям старой Японии, изготовлена в период Эдо (1603—1868), когда после длительных междоусобных войн в страну пришёл мир. Самураи (слово «самурай» традиционно связано с образом воина) в это время занимали лидирующее положение в обществе, и другие сословия старались им во всём подражать.

Главным сокровищем японского воина во все времена был меч. Железные мечи известны в этой стране с IV века. Меч с одним лезвием называется тати, обоюдоострый — кэн. Длинные, слегка изогнутые мечи — катана — самураи носят за поясом лезвием вверх.

В Японии изготавливали красочные доспехи, защищавшие всё тело. На выставке их несколько. Один из них, относящийся к XV веку, признан особо ценным культурным объектом.

Экспонаты Токийского музея рассказывают о культуре средневековой Японии, о некоторых удивительных обычаях.

На выставке можно увидеть маски театра Но. Старейший японский классический театр сложился к XIV веку. Музыкально-танцевальное представление происходило на фоне задника с изображением сосны. Спектакли этого театра были обязательным дополнением к официальным церемониям и приёмам в средневековой Японии.

Огромное значение придавали чайной церемонии, тщательно продуманной и должным образом обставленной. Например, для заваривания чая использовался порошок, полученный из истолчённых чайных листьев. Маленькие сосуды для хранения чайного порошка ценились настолько высоко, что иногда князья боролись друг с другом, стремясь завладеть какой-нибудь знаменитой чайницей.

В Средние века японские женщины красили зубы чёрной краской. Сохранились воспоминания европейца, побывавшего в Японии в середине XIX века: у японских красавиц «чёрные зубы устрашающей линией выходили из воспалённых дёсен». Набор для чернения зубов входил в состав приданого невесты.

Сотрудники Токийского музея привезли в Москву сшитые из редких тканей платья, туалетные наборы, детские игрушки и множество других экспонатов, которые помогают ближе познакомиться с культурой загадочной Японии.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

Набор для чернения зубов. Дерево, металл, лак. 1816 год. В процессе чернения зубов поверх тазика перебрасывали пластину, на которую ставили серебряный чайничек для кипячения чёрной краски и чашечку с протравой. В отдельной шкатулке хранились баночки с составом для чернения зубов, а также изготовленные из птичьих перьев кисточки для чернения. В набор входили чашечка для полоскания зубов после чернения и шкатулка с морской капустой, которую жевали, чтобы избавиться от вяжущего ощущения во рту.