Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЭЛЕКТРОННАЯ НАВИГАЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

В. ВЛАСОВ. Управление наземным транспортом с использованием средств телематики и спутниковой навигации. "Космонавтика и ракетостроение" № 4, 2004. стр. 90-97.

Применение на автотранспорте электронных систем навигации ширится не по дням, а по часам (о навигационных системах в авиации см. "Наука и жизнь" № 2, 2004 г.). Престижные легковые автомобили оснащают противоугонными средствами, в которых используются приемники GPS и спутниковая связь: первые - определяют местонахождение машины, а вторые - оповещают об этом службы мониторинга, в том числе ГАИ.

Для пассажирского и грузового городского и муниципального транспорта глобальные навигационные системы пока слишком дороги (стоимость оборудования на один борт достигает 30 000 руб.). Поэтому в России разработаны на порядок более дешевые (около 3500 руб.) локальные средства навигации, использующие сигналы радиостанций на контрольных пунктах и радиомаяков.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Данные о прохождении маршрута, например автобуса, записываются в память и передаются на компьютеры диспетчеров, оснащенные электронными топографическими картами. Передача информации происходит автоматически через регулярные промежутки времени или по вызову диспетчера. Благодаря этому диспетчер не только все время знает, где находятся транспортные средства, но и может оперативно отреагировать, если возникнут непредвиденные проблемы (затор, поломка, ДТП и др.).

Подобные системы уже работают в Москве, а их пробную эксплуатацию проводят в Кемерове, Архангельске, Тольятти, Ярославле и других городах.

В Москве и Ярославле испытываются новые технические средства, позволяющие следить за потоком пассажиров: они автоматически подсчитывают число людей, входящих и выходящих на остановках.

На междугородных маршрутах применяют средства спутниковой навигации. Для передачи сведений о местоположении машин, в зависимости от конкретной ситуации и материальных возможностей, пользуются либо УКВ-радиосвязью, либо сотовой связью, либо спутниковым радиотелефоном. Если нет необходимости постоянно держать связь с автомобилем на трассе, то проще и дешевле использовать автономный навигационный регистратор (см. "Наука и жизнь" № 1, 2004 г.) в виде "черного ящика". Регистратор содержит навигационный приемник, систему записи данных о положении транспортного средства и передатчик ближнего действия (50-200 м). При подъезде машины к воротам автопредприятия на регистратор поступает радиозапрос, автоматически включается передатчик и записанная в память информация перекачивается в компьютер диспетчера.

Подобные интеллектуальные транспортные системы помогают объективно оценивать работу транспортных средств, поддерживать регулярность интервалов движения пассажирского транспорта, оптимизировать деятельность крупных транспортных предприятий.

К сожалению, остаются определенные трудности с внедрением электронных навигационных систем. В СССР крупномасштабные карты были объектом государственной тайны, и спецслужбы до сих пор не сняли ограничения на точность определения координат транспортного средства.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Рефераты»