Летние отравления

Н. ЗАМЯТИНА. Рис. М. СЕРГЕЕВОЙ.

Отравления ядовитыми растениями

Илл. 1. Болиголов пятнистый
Илл. 2. Вех ядовитый (цикута).
Илл. 3. Бересклеты европейский (вверху) и бородавчатый.
Илл. 4. Паслен сладко-горький (вверху). Паслен черный (внизу).
Илл. 5. Волчье лыко (дафна).
Илл. 6. Жимолость татарская.
Илл. 7. Бирючина обыкновенная.
Илл. 8. Крушина ломкая.
Илл. 9. Дурман обыкновенный (датура).
Илл. 10. Акониты (слева - клобучковый, справа и внизу - шерстистоустый).
Илл. 11. Воронец красноплодный (вверху) и колосистый
Илл. 12. Вороний глаз.

Ядовитые растения составляют приблизительно два процента от общего числа известных видов и распространены по земному шару неравномерно: чем жарче климат, тем ядовитых растений больше и тем они опаснее. При прочих равных условиях одно и то же растение значительно опаснее под Краснодаром, чем под Москвой. Особенно это относится к тем видам, действующими веществами в которых являются алкалоиды. Теоретически можно отравиться любым из них, но невкусные, горькие или неприятно пахнущие растения реже путают со съедобными. Однако существует много растений, похожих на съедобные по виду и по вкусу. Яркие плоды лесных и некоторых декоративных растений привлекательны, и жертвами отравлений такими плодами часто становятся дети.

Есть растения, например вех, он же цикута, которые вызывают тяжелые отравления даже в том случае, если кусочек такого растения взять в рот и немедленно выплюнуть.

Много смертельно ядовитых растений среди семейства зонтичных, из стеблей которых дети любят делать дудочки, стрелять ягодами и пускать мыльные пузыри.

Ядовиты практически все представители лютиковых: акониты, лютики, чистяк, калужницы, купальницы, ветреницы. Отравления могут вызвать листья нарциссов, а также наперстянки, горицветы, безвременники, крокусы и другие. Ядовиты плоды многих декоративных растений: бирючины, бересклета, многочисленных декоративных жимолостей, снежноягодника, волчьего лыка (дафны).

Причиной отравления ядовитыми растениями может быть и неосторожное самолечение. Степень ядовитости того или иного вида зависит от почвы, освещенности, влажности, степени развития растения. Это учитывается при приготовлении лекарств в промышленности, а вот самому определить нужную дозу невозможно, поэтому недопустимо самолечение растениями, содержащими сердечные гликозиды (вещества, усиливающие сокращения сердечной мышцы).

При подозрении на случайное отравление ядовитыми растениями пострадавшему немедленно, не дожидаясь появления признаков отравления, оказывают первую помощь. Ее эффективность зависит от быстроты удаления яда из организма. Прежде всего необходимо освободить желудочно-кишечный тракт от яда. Даже если была самопроизвольная рвота, отравившемуся дают выпить четыре-пять стаканов теплой воды. При отравлении растениями семейства пасленовых и зонтичных в воду желательно добавить марганцовку (1%-ный раствор). Детям воду дают из расчета по полстакана на каждый год жизни. Обычно после этого возникает рвота. Если этого не произошло, надавливают на корень языка чайной ложкой или пальцем (если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).

Затем необходимо принять "вещества", препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля или его заменители - крахмальный клейстер, два-три яичных белка, разведенных в стакане воды, в крайнем случае черные сухари. Так как эти средства действуют непродолжительно, через 15-20 минут после их приема следует снова вызвать рвоту. После оказания первой помощи надо обязательно обратиться к врачу, захватив с собой остатки растения, вызвавшего отравление, чтобы правильно определить его вид, а следовательно, и метод лечения.

Если отравление наступило в результате вдыхания летучих веществ, выделяемых ароматическими растениями (большие букеты черемухи, лилий и других сильно пахнущих цветов или трав в плохо проветриваемых помещениях), пострадавшего выводят на открытое, продуваемое место, а в случае ослабления дыхания дают понюхать нашатырный спирт. Ватку, смоченную нашатырным спиртом, подносят к носу осторожно, чтобы не вызвать ожога. Затем пострадавшего укладывают в постель, согревают и поят крепким чаем или кофе. От головной боли, возникающей в этих случаях, неплохо помогает шоколад, но только настоящий, а не его соевый суррогат.

Отравление угарным газом

Во время дачного сезона довольно часто встречаются отравления угарным газом. Садоводы порой забывают простейшие правила обращения с печью, а многие, выросшие при центральном отоплении, никогда их и не знали. Угарный газ коварен, его запах, слегка напоминающий запах чеснока, почти неощутим. Отравление он вызывает незаметно, люди просто засыпают и больше не просыпаются.

Чрезвычайно тяжело протекают отравления , вызванные угарным газом при пожарах и выхлопными газами в закрытых гаражах (выхлопные газы содержат до 10% угарного газа - окиси углерода). Поступая через легкие в кровь, окись углерода вступает во взаимодействие с гемоглобином, образуя стойкое соединение - карбоксигемоглобин, которое не разрушается очень долго. В результате нарушается кислородный обмен в организме, развивается кислородное голодание, прежде всего мозга, наступает удушье.

Первые признаки отравления - головная боль, напоминающая давление обруча на лоб, головокружение, шум в ушах и мелькание в глазах, тошнота. В дальнейшем появляется общая слабость, учащается пульс, начинается сухой кашель, рвота. Необходимо немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить на спину, расстегнуть воротник. На голову и грудь кладут холодные компрессы. Лучшее средство при отравлении - длительное вдыхание кислорода. Если есть возможность, незамедлительно приносят из аптеки кислородную подушку. Пострадавшего поят горячим чаем или кофе, при потере сознания дают понюхать нашатырный спирт; при остановке дыхания делают искусственное дыхание.

Меры профилактики отравления очень просты: не закрывать задвижку печи до полного сгорания дров; дверцу печи закрывать как можно плотнее, чтобы продукты сгорания не проникали в комнату; не заводить двигатель автомобиля при закрытой двери гаража; не находиться долгое время в машине с работающим двигателем.

Подвёл живот

При пищевых отравлениях, вызванных микробными ядами, которые образуются в залежавшейся несвежей пище или пище, приготовленной без соблюдения правил гигиены, а также оставленной в теплом месте, страдает главным образом пищеварительный тракт: появляются боли в желудке и кишечнике, тошнота, рвота, понос, возникает общая слабость, головокружение, нередко озноб. Небольшой понос механически удаляет из организма микроорганизмы и их токсины, поэтому можно 2-3 часа подождать, ничего не предпринимая. При тяжелых поносах с большой потерей жидкости возникает опасность обезвоживания организма. Вот почему при отравлениях рекомендуется обильное питье, но пить надо не чистую воду, а минеральную без газа или воду со специальными солевыми смесями, например регидроном, который содержит все минеральные соли, необходимые организму. В крайнем случае добавляют на литр воды половину чайной ложки соли и четыре чайные ложки сахара. Желательно пить кислые напитки: клюквенный или брусничный морс, лимонад. Кислоты не только улучшают вкус напитков, но и препятствуют развитию болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, в клюкве и бруснике содержится большое количество растительных фенолов, обладающих сильным бактерицидным действием.

Быстрое средство остановки поноса - сухая горчица, ее разбалтывают в холодной воде и выпивают залпом: взрослому человеку на прием - чайная ложка горчицы. Воды берут как можно меньше, поскольку "напиток" получается на редкость противным. Детям дозировку снижают. Самым маленьким достаточно буквально щепотки. Через 5-6 часов такое "лечение" при необходимости можно повторить.

При пищевом отравлении соблюдают голодную диету, ограничиваясь чаем, желательно зеленым, лучше не свежезаваренным, а постоявшим - у него выше бактерицидная активность. Можно воспользоваться классическим черничным киселем или морсом, отварами вяжущих растений - зверобоя, лапчатки, коры дуба, ольховых шишек. Если диарея не прекращается за два-три дня или появилась кровь - обращаются к врачу.

Очень тяжелое пищевое отравление вызывает ботулотоксин - один из самых сильных биологических ядов. Микроб ботулинус живет только без доступа воздуха, поэтому он хорошо чувствует себя в неаккуратно приготовленных домашних консервах, особенно мясных и грибных. Споры этого микроорганизма способны выдержать нагрев до 100оС в течение 6 часов, температуру 115оС - от 5 до 40 минут, а 120оС - не более 15 минут. В больших банках, которые трудно прогреваются, споры могут выживать и в течение более длительного времени.

При ботулизме начинается головокружение, головная боль, иногда рвота, нарушается зрение, наблюдается двоение в глазах, возможны паралич глазных мышц, нарушения глотания и речи, сухость в горле и даже глухота. При подозрении на это тяжелое отравление следует немедленно промыть желудок растворами марганцовокислого калия или соды и как можно быстрее обратиться к врачу для введения специальной сыворотки.

Для профилактики ботулизма домашние консервы перед употреблением желательно кипятить, поскольку при кипячении токсин разрушается за 10 минут, при нагревании до 90оС - за 40 минут.

Подписи к иллюстрациям.

Илл. 1. Болиголов пятнистый - растение с тяжелым "мышиным" запахом. Содержит алкалоид кониин, действующий на нервную систему. Яд легко всасывается в кровь. Возможность отравления этим растением связана с тем, что весной его белый веретеновидный корень принимают за петрушку, пастернак или хрен. Похожа на съедобную и молодая зелень болиголова, а плоды его иногда путают с плодами тмина.

Илл. 2. Вех ядовитый (цикута). Наиболее ядовиты корневище и молодая зелень. Растение содержит несколько ядовитых алкалоидов, основной из них - цикутотоксин. Отравление вехом обычно происходит весной. Сладковатые на вкус корневища и молодую зелень с приятным запахом принимают за петрушку. Опасно также попадание сока веха на поврежденную кожу.

Илл. 3. Бересклеты европейский (вверху) и бородавчатый. Плоды, листья, кора и корни этих растений содержат сапонины и дубильные вещества, действующие как рвотное и сильное слабительное; в больших дозах вызывают кишечное кровотечение.

Илл. 4. Паслен сладко-горький (вверху). Помимо соланина этот вид содержит гликозид дулькамарин, сходный по действию с алкалоидами белены. Паслен черный (внизу). Все растение, кроме зрелых ягод, содержит ядовитый алкалоид соланин. Зрелые ягоды съедобны, но опасна даже незначительная примесь незрелых плодов.

Илл. 5. Волчье лыко (дафна). Ядовито все растение, но особенно плоды и кора. Содержит вещество мезереин, которое оказывает сильное раздражающее действие. Не срывайте цветущие ветки этого кустарника для букета. Они отрываются с трудом, но пытаться отгрызть ветку зубами ни в коем случае нельзя - сок растения очень ядовит.

Илл. 6. Жимолость татарская. К смертельно ядовитым растениям эта жимолость не относится, однако ее желтые или красные ягоды, особенно привлекающие детей, содержат гликозиды группы иридоидов, которые вызывают длительные (до 2-3 дней) боли в поджелудочной области, рвоту, понос и действуют как сильное мочегонное.

Илл. 7. Бирючина обыкновенная - ветвистый кустарник, используемый для живых изгородей. Декоративен во время цветения и плодоношения: кисти зрелых плодов часто берут для зимних букетов. Помимо черных кожистых ягод встречаются формы с желтыми и зелеными плодами. Ядовиты листья и плоды бирючины. В них содержится гликозид лигустрин.

Илл. 8. Крушина ломкая. Основные ядовитые вещества крушины - антрагликозиды, обладающие сильным слабительным действием. Отравления возможны при использовании свежей или недостаточно выдержанной коры (перед употреблением кору крушины выдерживают в сухом месте не менее года). Особенно часты случаи отравления ягодами крушины у детей.

Илл. 9. Дурман обыкновенный (датура) - растение с сильным неприятным запахом, напоминаю щим табачный. Ядовито, содержит алкалоиды атропин, гиосциамин, скополамин, оказывающие угнетающее действие на вегетативную нервную систему. Чаще всего семенами дурмана, похожими на маковые, отравляются дети.

Илл. 10. Акониты (слева - клобучковый, справа и внизу - шерстистоустый). Все виды этого растения содержат алкалоиды, действующие на сердечно-сосудистую и нервную системы, основной из них - аконитин. Яд аконита всасывается даже через неповрежден ную кожу.

Илл. 11. Воронец красноплодный (вверху) и колосистый - одно из ядовитейших растений. В нем содержатся алкалоиды, которые оказывают сильное раздражающее действие. При прикосновении к растению на коже могут появиться пузыри.

Илл. 12. Вороний глаз. Ядовито все растение, но особенно - его яркие, необычные плоды. Вредные вещества - гликозиды паридин и паристифин - оказывают сильное раздражающее действие на слизистую ткань желудка и кишечника.

Другие статьи из рубрики «Если рядом нет врача»