СИНКОПАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ИЛИ, ПОПРОСТУ ГОВОРЯ, ОБМОРОКИ

Доктор медицинских наук К. УМАНСКИЙ.

Заслуженный деятель науки России, профессор невропатолог Константин Григорьевич Уманский руководил клиническим отделением Института полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН. его статьи в «Науке и жизни» всегда вызывали интерес, а научно-популярная книга «Невропатология для всех» была бестселлером. Сейчас Константин Григорьевич живёт в Денвере (США). С его разрешения и разрешения газеты «Weekly International West-East» представляем вам новую статью, написанную совсем недавно.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Матиас Грюневальд (1470—1530). «Обморок Марии». Фрагмент алтаря Изенгеймского монастыря в Германии.

Сами обмороки, собственно говоря, не болезнь. Это временные состояния, в которые может впадать человек по множеству самых различных причин. Именно поэтому в современной медицинской литературе они обозначаются как синкопальные состояния.

Название это произошло от греческого слова «синкопа» (synkope) — в прямом переводе «обрубание». Медицинское значение термина с древнейших времён означает глубокий обморок с потерей сознания. Интересно, что оно буквально соответствует вульгарным, зачастую употребляемым в жизни российским выражениям — «отрубился» или «вырубился», когда речь идёт о человеке, внезапно потерявшем сознание.

Обмороком (синкопом) обычно называют внезапную, независящую от причины потерю сознания, чаще всего непродолжительную. При кажущейся простоте этого страдания и относительной, в большинстве случаев, лёгкости течения причины его достаточно сложны и многообразны.

...Как-то на приём ко мне пришла молодая женщина. Невысокая, худенькая. Черты лица заострены, под глазами глубокие тени, губы несколько синюшны. Нервно роется в сумочке, разыскивая направление. Работает секретарём-машинисткой в строительной организации. О своём заболевании рассказывает волнуясь, при этом лицо и шея покрываются красными пятнами.

— Мне уже давно советовали обратиться к невропатологу. Раньше лечилась у своего районного терапевта. Но и он говорил, что всё это у меня на нервной почве.

Когда она немного успокоилась, попросил поподробнее рассказать, что же её беспокоит.

— По природе своей я человек легко возбудимый и впечатлительный. Нервничаю из-за каждой мелочи и дома и на работе. Но больше всего меня беспокоит не это. Просто не поверите: чуть что — сразу падаю в обморок. Недавно мы проходили диспансеризацию, и у меня должны были взять кровь. Как только лаборантка взялась за иголку — я потеряла сознание. Не переношу одного вида крови, в том числе и чужой. Недавно сынишка упал и немного рассёк лобик —так и тут я потеряла сознание...

Это довольно типичные жалобы, их приходится слышать нередко, так же как и наблюдать сами обмороки.

Основная причина подобных нейрогенных обмороков конституционные, то есть прирождённые, особенности легко возбудимой нервной и вегетативной систем, на фоне которых решающую роль играет внезапно возникающая кислородная недостаточность.

Как известно, вся деятельность организма регулируется системой гомеостаза, которая обеспечивает нормальное снабжение всех органов и систем организма необходимыми продуктами и в первую очередь кислородом. Эта система постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне все основные параметры жизнедеятельности организма. Но иногда, в экстремальных условиях, по разным причинам в этой системе происходит сбой, и она не может обеспечить центральную нервную систему кислородом в нужном количестве. Тогда и случаются обмороки. Обычно это свойственно людям, страдающим вегетососудистой дистонией (дисфункцией вегетативной нервной системы). А она может быть врождённой, как у нашей, пациентки, и тогда с ней справиться трудно, особенно когда имеется истероидный настрой нервной системы, хотя смягчить её проявления обычно удаётся. Но такая дистония может быть и следствием травм, инфекций, интоксикаций, нарушения функции эндокринной системы, невроза. В этих и многих других случаях лечение бывает более эффективным. Нередки также обмороки у лиц с заболеваниями сердца.

Нервический настрой нервной системы, как говорили раньше, или проще — склонность к истерическим реакциям, в отдельных случаях может сочетаться с так называемыми фрейдистскими комплексами. При этом причинный механизм возникновения обморока тот же, что описан выше.

Не знаю, были ли знакомы между собой основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд и известный российский писатель Виктор Викторович Смидович, который всем нам больше известен под псевдонимом Вересаев, жившие в одно время, но оба наблюдали похоже одну и ту же больную. Она описана у Вересаева в «Записках врача».

Эта женщина бальзаковского возраста очень часто, с девичества, видела почти реальные страстные эротические сновидения, в которых присутствовали небездействующие обнажённые мужчины. В реальной же жизни при виде голого мужчины она внезапно падала в обморок. Позднее обмороки наступали даже при виде только одних исподних мужских подштанников. Не помогли ни психоанализ, ни известный доктор Смидович. Она так и осталась старой девой, хотя в сновидениях, как и в постоянных эротических фантазиях, всё оставалось по-прежнему.

Непосредственным поводом для любого нейрогенного обморока могут быть стресс, волнение, перегрев, пребывание в душном помещении, испуг и т.п. У страдающих разного рода неврозами обмороки чаще всего возникают рефлекторно — в ответ на такие «пусковые» моменты, как, например, вид крови, или как реакция даже на небольшие болевые раздражения либо их предвидение — достаточно только вида медицинской иглы.

Помимо описанных выше нейрогенных обмороков нередко наблюдаются и такие, которые имеют, так сказать, соматогенное происхождение. То есть обусловленные какими-либо нарушениями внутренней среды организма и её реактивности вследствие некоторых заболеваний.

В художественной литературе XIX века у многих классиков, как и в медицинской литературе того времени, вы весьма часто можете найти описание обмороков, встречавшееся тогда гораздо чаще, нежели в наше время. В основном в «благородной среде», больше у молоденьких девушек, начиная с периода полового созревания. И в медицинской литературе, и в художественной они считались проявлением «хлороза». Очевидно, по отличающему их бледно-зеленоватому оттенку кожи. «Хлороз» — греческое слово (chloros), в прямом переводе —«зеленоватый». Только к концу XIX — началу XX века, когда начали исследовать биохимию крови, выяснилось, что хлороз является проявлением железодефицитной анемии. А тогда... Может быть, именно тогда и появилось исконно русское выражение — «бледная немочь».

Тогда в моде были «осиные» талии, для достижения которых требовалась строжайшая диета (по тем временам — почти голодная). Да и для использования имитатора талии — корсета тоже нужна была не слишком полная фигура. К тому же в нём не особенно-то и покушаешь.

К слову говоря, зачастую некоторые современные «модные» самодеятельные диеты, среди них множество публикуемых, могут с тем же успехом привести к подобным последствиям, а иногда и к значительно худшим.

Разумеется, анемия была только фоном, на котором чрезвычайно легко развивались общие для всех обморочных состояний физиологические нарушения.

Подобные обмороки нередко наблюдаются у людей с сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью, при резком снижении сахара в крови у диабетиков и при наличии множества иных причин.

Нередки обморочные состояния у злостных курильщиков, когда уже имеются хронические заболевания лёгких, которые ведут к постоянному венозному застою и легко появляющейся кислородной недостаточности во время кашля — в этот момент и может случиться внезапная потеря сознания.

У некоторых людей обморочные состояния могут возникнуть при слишком быстром переходе из горизонтального положения в вертикальное, при резком запрокидывании головы назад (например, в кресле парикмахера).

Различают ещё и экстремальные обмороки, обусловленные глубокими нарушениями метаболизма (обменных процессов) головного мозга. Они возникают как результат чрезвычайных внешних воздействий, превосходящих физиологические возможности адаптации к ним. Решающее значение в их возникновении принадлежит значительному недостатку кислорода во вдыхаемом воздухе. Например, при высотной, или, как её ещё называют, горной, болезни у альпинистов. Подобные состояния могут возникать также при нейротоксическом действии некоторых ядов, побочном действии лекарственных веществ и т.п. Бывают и полифакторные обмороки, в возникновении которых могут быть повинны сразу несколько факторов.

Обморок не всегда возникает неожиданно. Гораздо чаще ему предшествуют быстро нарастающие неприятные ощущения в виде дурноты, тошноты, мелькания перед глазами, звона в ушах. Всё это сопровождается общей слабостью, иногда зевотой. Нередко кожа приобретает бледный оттенок, может появиться потливость. Затем в какой-то момент наступает расслабление мышц, ноги подкашиваются, и больной падает, теряя сознание. Во время обморока тело больного неподвижно, контакт с ним невозможен, мышцы расслаблены, пульс, как правило, редкий (реже учащённый), слабого наполнения. Снижается артериальное давление, дыхание становится поверхностным. Зрачки чаще сужены, но в отдельных случаях могут быть и расширенными. В таком состоянии человек на уколы почти не реагирует. При продолжительном обмороке и, стало быть, длительной кислородной недостаточности могут даже начаться судороги, чем-то похожие в некоторых случаях на эпилептические. Обморок почти всегда развивается у сидящих, стоящих или идущих людей. С лежащими этого, как правило, не бывает.

Почти во всех случаях наступающие обморочные состояния имеют достаточно общую клиническую картину. Правда, иногда обморок может наступить внезапно, как бы без видимых предвестников. Исход обморока, как и выход из этого состояния протекают по-разному, в зависимости от причины возникновения.

Однако не всякая внезапная потеря сознания, протекающая с теми же признаками, является истинным обмороком. В такое же состояние попадает человек, например, при гипогликемии — значительном снижении уровня сахара в крови. Тогда больному необходима немедленная помощь врачей-специалистов. Поэтому к любому человеку, внезапно потерявшему сознание, необходимо срочно вызвать врача, кроме, очевидно, тех случаев, когда достоверно (от врача же) известно, что речь идёт именно об обмороке. Например, при повторении подобных состояний у одного и того же человека.

Ну а если в вашем присутствии человек упал в обморок, то как ему помочь, пока не приехал врач?

Во-первых, необходимо сразу же его уложить так, чтобы голова располагалась ниже туловища, ноги были приподняты — это улучшит кровоснабжение мозга. Немедленно открыть в комнате окна. Ослабить всё, что стягивает шею, грудь, живот. Если есть нашатырный спирт, дать понюхать, но только так, чтобы он не попал на слизистые оболочки носа, губ, глаз, иначе можно вызвать ожог. Обрызгать лицо холодной водой. Растереть кожу висков и грудь сухим полотенцем или смоченным одеколоном, можно и прохладной водой. К конечностям приложить грелки. В одном из старинных руководств я вычитал такую рекомендацию: разрезать луковицу пополам, местами среза потереть виски и дать понюхать. Очевидно, это тоже может дать неплохой эффект. Но всегда, во всех случаях, если больной в течение нескольких минут не пришёл в сознание, надо немедленно вызвать «скорую помощь».

Следует помнить, что обморок — чаще всего признак неблагополучия в организме, следствие какого-либо заболевания, от которого страдает и нервная система. Однако, несмотря на множество существующих предпосылок, которые могут способствовать возникновению обморочного состояния, следует

сказать, что большинство людей вовсе не предрасположены к обморокам. Это во многом зависит от типа нервной системы, устойчивости и стабильности внутренних процессов, даже при наличии каких-либо хронических заболеваний.

Другие статьи из рубрики «Ваше здоровье»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее