КРАСНОЕ КРЫЛЬЦО — ГЛАВНЫЙ ВХОД ВО ДВОРЕЦ

А. ГРАЩЕНКОВ, старший научный сотрудник Музеев Московского кремля.

В молодости я приезжала в Москву частенько. А потом был большой перерыв. и вот мне снова удалось приехать. Прежде всего отправилась в кремль. Побывала в оружейной палате, в соборах, изредка заглядывая в путеводитель, изданный 20 лет назад. На соборной площади появилось красное крыльцо, о котором в моей книжке — ни слова. Могу я попросить вас рассказать его историю.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Великокняжеский дворец в Кремле. XVII век. Реконструкция А. Потапова.
Средняя (Золотая) палата (в центре) и фрагмент Грановитой палаты. Реконструкция К. Лопяло.
Соборная площадь и великокняжеский дворец. Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича».
Шествие Их Величеств Николая II и Александры Фёдоровны с Красного крыльца в Успенский собор 2 апреля 1900 года.
Красное крыльцо после реконструкции. Фото И. Константинова. 2007 год.

С. Смолянинова (г. Нижний Тагил).

Московский Кремль издавна был центром российской государственности. В Кремле находился великокняжеский дворец, где принимали иностранных послов и решали важные государственные дела. В этом же дворце проживала семья великого князя, а затем царя.

В древнерусском зодчестве каменные жилые покои напоминали деревянные хоромы — комплекс отдельных построек разных размеров и форм. Важным элементом композиции хором было Красное крыльцо, которое служило главным входом в здание. Обычно Красное крыльцо строили «на отлёте» (то есть выдвигали вперёд перед зданием). Крыльцо имело 2—3 лестничных марша с площадками (рундуками) и вело на второй этаж хором, где находились главные приёмные помещения. По древнерусской традиции вход в любое здание выделялся башнеобразной композицией, рундуки Красных крылец украшали шатрами; часто над верхними рундуками устраивали теремок или кровлю сложной конфигурации. Красное крыльцо служило своего рода «лицом» дома, поэтому неудивительно, что оно получало наиболее богатое убранство и оригинальные формы.

Каменный дворец великого князя в Московском Кремле, построенный итальянскими зодчими в 1491—1516 годах, как и деревянные хоромы, состоял из отдельных палат, объединённых общим подклетом (до настоящего времени сохранилась только Грановитая палата). Парадный фасад был обращён к Соборной площади. На площадь выходили главные палаты дворца: Грановитая, Золотая (или Средняя) и Столовая. В Грановитой палате давались торжественные посольские аудиенции и большие церемониальные столы: при венчании на царство, при объявлении наследников престола, при поставлении патриархов, митрополитов и архиепископов, а также брачные, родинные, крестинные, праздничные столы. В Грановитой палате происходили великие Земские соборы и совершались все важнейшие торжества. Для того чтобы за празднеством могла наблюдать царица с детьми (по обычаям Древней Руси женщины не имели права присутствовать на государственных церемониях), над Святыми сенями был устроен тайник, обитый дорогими иноземными тканями.

Средняя (Золотая) палата первоначально имела то же назначение, что и Грановитая, но с XVI века превратилась в обыкновенную приемную залу. Здесь уже с меньшей пышностью представлялись государю патриарх, духовные и светские сановники, иноземные послы, гонцы; происходили заседания малых Земских соборов, устраивались именинные и праздничные столы.

Столовая палата служила малой парадной залой для государевых столов, приёмов духовенства, бояр и прочих чиновных лиц, иноземных посланников и гонцов; бывали здесь также большие Земские соборы, на которых обсуждались важные государственные вопросы. В Панихидной палате в дни поминовения царей и особ государева семейства давались панихидные столы духовным властям и соборянам. В Ответной, или Посольской, палате происходили переговоры (ответы) бояр с иноземными послами. Отсюда возникло выражение «быть в ответе» — вести переговоры, давать царские ответы. Царь иногда слушал посольские совещания через тайник.

Широкое гульбище, располагавшееся перед парадными фасадами этих палат, называлось Красным крыльцом, на которое с Соборной площади вели три лестницы: Благовещенская — через паперть Благовещенского собора к Столовой палате, Золотая — к Золотой палате и Красная — к Грановитой. По обычаю по Благовещенской лестнице входили во дворец послы христианских стран, а по Золотой — мусульманских (из Золотой Орды, Турции, Ирана). Особенно важное значение имела Красная лестница, которая вела в главный тронный зал дворца. По ней совершались все торжественные выходы русских царей в Успенский собор на коронование, бракосочетание или торжественную службу. На Красной лестнице происходили церемонии встреч наиболее важных посольств. (О дипломатическом этикете журнал рассказывал несколько раз. См. «Наука и жизнь» № 3, 2006 г.; №№ 2 и 3, 2008 г.)

По древнему обычаю хозяева встречали именитых гостей на каждой площадке (крыльце) Красной лестницы: «...со перва крыльца поклон вели, со другого хлебом-солью встречали, со третьего вино-брагу подносили». В царском дворце этот обычай превратился в пышную церемонию встреч во время посольских и других важных приёмов. Перед встречей иноземных послов рундуки, ступени и перила всех крылец царского дворца устилали богатейшими золотными и персидскими коврами, а столбы верхних и средних рундуков были обиты драгоценными покровами. Всё крыльцо заполняли дворовые и служилые люди младших разрядов, в богатейших одеждах они стояли по обе стороны пути. Обыкновенно по лестнице и по крыльцу стояли подьячие и боярские дети в цветном и золотном платье, а в сенях и у дверей Приёмной палаты — жильцы в бархатных кафтанах и в золотных шапках, с протазанами и алебардами в руках. Особенно пышные встречи устраивали иноземным послам. Именитому послу и лицу царского происхождения давалось три встречи: первая, меньшая, — у лестницы на подъездном помосте или рундуке, вторая, средняя, — на крыльце против средней лестницы, третья, большая, — у самых дверей палаты. Менее значительным лицам делалось две встречи, а иным (посланникам, гонцам, купцам) только одна. Встречниками, как правило, назначались стольники с дьяками, а в более торжественных случаях — боярин или окольничий со стольником или думным дьяком. Особенно дорогих гостей встречали с ещё большими церемониями. В 1644 году во время приёма жениха царевны Ирины датского королевича Вольдемара кроме устройства обычных трёх встреч гостя приветствовал посреди Грановитой палаты царевич Алексей Михайлович в сопровождении бояр, а затем у ступеней трона королевича встретил государь Михаил Фёдорович.

С Красным крыльцом связан ряд старинных обычаев. Например, к царскому дворцу подходили пешком, оставляя лошадей или экипажи на близком либо дальнем расстоянии, смотря по чину. Только сам государь имел право подъехать к крыльцу. Высшие сановники и бояре могли сходить с лошадей на расстоянии нескольких сажен от дворца и крыльца. Иноземные послы и знатные иностранцы, подобно боярам, выходили из экипажей шагов за тридцать от крыльца. Сановники младших чинов слезали с лошадей обычно на Ивановской площади и с обнажённой головой приближались к Красному крыльцу. Боярин, подъехавший прямо к крыльцу, подвергался суровому наказанию: его могли посадить в тюрьму и даже лишить боярского чина. Люди, не принадлежавшие к дворовому или служилому сословию, приходя ко дворцу, оставались на нижних рундуках у лестниц. Все челобитчики стояли на площади перед Красным крыльцом и дожидались выхода думных дьяков, которые принимали челобитные и относили их боярам.

Нельзя было входить во дворец с оружием, даже с тем, которое являлось принадлежностью парадного костюма. Исключений не было ни для бояр, ни для государевых родственников, ни для иностранных послов. Для европейского дворянина, тем более для родовитого вельможи в ранге посла, отдать шпагу считалось бесчестием, что приводило к многочисленным стычкам с царской администрацией.

Бдительная стража днём и ночью охраняла царский дворец. Постоянные стрелецкие караулы насчитывали до 500 человек. Главный караул, числом до 300 человек, находился у Красного крыльца в подклете Грановитой палаты. В XVII веке во дворце, на стрелецком карауле Красного крыльца, каждый день велись особые записи о погоде, о происшествиях в дворцовом карауле, а также отмечались все царские выходы, посольские приёмы, чрезвычайные происшествия. Эти записи позволяют с достаточной точностью определить время разных событий царствования Алексея Михайловича: «1657 г. Генваря в 30 день в пятницу, был день до обеда холоден и ветрено. А на государеве карауле стоял голова Иван Мещеренинов с приказом». «Апреля в 22-й день, в среду, день был вёдрен и был ветр велик. Да в тот же день был за Москвою-рекою в Кадашеве пожар велик; а в ночи было тепло. А на государеве дворе стоял на карауле голова Иван Зубов со своим приказом». «Августа в 4-й день, во вторник, был день вёдрен, а в ночи было холодно и шёл дождь часа с два. И в тот день был у государя от Хмельницкого посланец Павел Тетеря с товарыщи, а был на Красном крыльце».

Важное значение Красной лестницы сказалось на оформлении её внешнего облика, который на протяжении четырёх столетий претерпел значительные изменения. Первоначально

Красная лестница была открытой (так она изображена на чертеже «Кремленаград» 1600 года). На миниатюре из «Книги избрания на царство» (конец XVII века) Красная лестница показана уже с кровлей. В 80-х годах XVII века Грановитая палата была значительно перестроена (в частности, расширены узкие оконные проёмы, получившие пышное барочное обрамление). Перестройка коснулась и Красного крыльца: в 1685 году князь В. В. Голицын устроил над Красной лестницей медную кровлю, при этом нижние площадки лестницы перекрыли шатрами, а верхнюю — бочкою; шатёр нижней площадки получил каменный свод и каменные резные столбы. В 1686 году резчик Григорий Иванов сделал из белого камня скульптуры трёх львов и двух орлов. Редкая для древнерусского искусства объёмная белокаменная скульптура придала облику Красного крыльца особую пышность и богатство, что подчеркивалось позолотой львов (в XIX веке позолота была заменена покраской жёлтого цвета).

Во время пожара 1696 года кровля сгорела. По мнению некоторых историков, с этого времени лестница стала открытой. Однако по описи, составленной после пожара 1737 года, среди прочих порух числилась и сгоревшая кровля Красного крыльца.

В 1730 году при постройке деревянного дворца для императрицы Анны Иоанновны Ф. Б. Растрелли снёс Столовую и Золотую палаты вместе с их гульбищем. С этого времени Красным крыльцом стала именоваться единственная сохранившаяся лестница Грановитой палаты. Растрелли переделал Красное крыльцо, а шатры верхних рундуков разобрал. Возможно, в это же время был утрачен и шатёр нижнего рундука. Деревянный дворец вскоре перенесли в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

В 1842—1845 годах, в связи с постройкой Большого Кремлёвского дворца, Красное крыльцо было переделано архитектором Ф. Рихтером. При этом возобновили по старинным образцам каменные резные столбы и фронтоны нижней площадки. Однако частые протечки в помещении караула кремлёвской гауптвахты, помещавшейся под Красным крыльцом, вынуждали периодически ремонтировать крыльцо. Последний такой ремонт с перекладкой всех ступеней и с вымосткой площадок осуществлён в 1915—1916 годах.

В начале 1930-х годов Красное крыльцо снесли. На его месте появилась пристройка к Грановитой палате. Это двухэтажное здание, возведённое И. А. Ивановым-Шицем в 1934 году, было предназначено для столовой, в которой на протяжении полувека питались депутаты многочисленных съездов, пленумов и совещаний. Невыразительный облик столовой резко контрастировал с величественными памятниками архитектуры Соборной площади, нарушая целостность её ансамбля. Кроме того, при постройке столовой варварски изуродовали южный фасад Грановитой палаты: входной белокаменный портал, украшенный чудесной итальянской резьбой, превратили в окно, срубили рельефы львов под наличниками, а единственный сохранившийся наличник XV века скрывала грубая надстройка.

Сохранился документ от 2 ноября 1934 года, в котором говорится: «При разборке «Красного крыльца» с него были сняты два каменных льва работы XVII века... (третий лев к тому времени уже исчез. — Прим. ред.) Гос. Оружейная палата просит дать распоряжение об установке львов на лестнице у Патриаршей ризницы». Из тех львов с Красного крыльца до настоящего времени сохранился только один. По словам В. Н. Иванова (в то время он был заведующим отделом памятников Музея Московского Кремля), после того как Красное крыльцо было разобрано, музейные работники перетащили двух львов на паперть Архангельского собора. Однако на следующий день львы... исчезли! В комендатуре Кремля В. Н. Иванову сообщили, что львы «мешали», поэтому их ночью вывезли в один из подмосковных колхозов и там вроде бы сбросили в силосную яму. Попытки найти их успехом не увенчались. Однако в 1969 году при рытье траншеи в Тайницком саду была обнаружена скульптура одного из трёх львов (судя по выбоинам, его пытались расколоть на части).

Идея сноса столовой и восстановления Красного крыльца принадлежит работникам Музеев Московского Кремля. В 1988 году была создана инициативная группа из пяти человек (в неё вошёл и автор данной статьи), которая обратилась с письмом о восстановлении Красного крыльца к председателю Фонда культуры Д. С. Лихачёву. Фонд культуры поддержал инициативу работников Музеев Московского Кремля. Специалисты из Моспроекта-2 разработали проект реконструкции Красного крыльца. Он начал осуществляться только в 1993 году: было снесено здание столовой и заложен фундамент Красного крыльца. К лету 1994 года восстановление Красного крыльца завершили.

Красное крыльцо восстановили таким, каким оно было к моменту разборки. Лестница из 32 ступеней делится на марши тремя площадками (рундуками). Правая сторона её примыкает непосредственно к южному фасаду Грановитой палаты, а с левой стороны возведён широкий каменный парапет. На парапетах площадок помещены белокаменные объёмные скульптуры львов. Всего львов три: два лежащих — на парапетах нижней и средней площадок, один сидящий с геральдическим щитом в передних лапах — на верхней.

При входе на лестницу расположены два портика с арками и «разорванными» фронтонами, в которых разместились два белокаменных орла «на оба лица». В отличие от львов двусторонние орлы представляют собой горельефы в виде толстых пластин, соединённых одна с другой перемычкой. Изображения двуглавых орлов часто использовались в декоре памятников Московского Кремля: они украшают внутренний портал Грановитой палаты, порталы Теремного дворца, фасады Спасской башни.

Возрождённое Красное крыльцо совершенно изменило облик Соборной площади Кремля, вернуло торжественный парадный вход в Грановитую палату, что позволило возродить древние традиции Кремлёвского дворца.

Другие статьи из рубрики «По Москве исторической»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее