Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЧЕМПИОНАТ ЛЮБИТЕЛЕЙ ГОЛОВОЛОМОК

Председатель оргкомитета чемпионата Владимир Иванович Красноухов дает последние инструкции перед началом соревнований.
Идет  третий  тур  —  сборка механической головоломки.
Идет третий тур — сборка механической головоломки.
ПО ПОРЯДКУ...
ГОД В КРОССВОРДЕ.
ЧИСЛОВЫЕ ПРИМЕРЫ.
ПЕРЕКАТЫВАНИЕ КУБИКА.
СЛОВА ПО КЛЕТКАМ.
ЗМЕЯ.
НАЙДИТЕ СЛАГАЕМЫЕ.
ОДНО ИЗ ТРЕХ.

Тридцатого июня в Москве состоялся Четвертый Открытый чемпионат России по пазлспорту (по-английски puzzle — головоломка). В чемпионате приняли участие 25 любителей головоломок. По традиции соревнования проходили в четыре этапа. В первом и втором турах участники решали логические задачи разной сложности (их придумала Ольга Леонтьева), в третьем — составляли объемную механическую головоломку-мозаику, разработанную Владимиром Красноуховым. Четвертый тур соревнований проходил между командами. Победители получили памятные дипломы, призы и бесплатные подписки на журнал «Наука и жизнь» на второе полугодие. Призы выдавались по нескольким номинациям. Диплом за «Самый дальний путь к чемпионату» получил Сергей Сидоренко, прилетевший из Омска. Юрий Бронштейн из Москвы в третий раз удостоен звания «Самый мудрый участник». Москвич Роман Кудрявцев оказался самым юным, Екатерина Кроткова (Москва) показала наилучший результат среди женщин, а Андрей Богданов из Подмосковья стал лучшим механиком-головоломщиком. По результатам соревнований первое место занял Алексей Олешов (г. Архангельск), второе — Андрей Тремба (Москва), третье — Яков Зайдельман (г. Переславль-Залесский), четвертое — Александр Ивин (Смоленская обл.).

На этот раз чемпионат проходил в помещении Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение». О нем стоит сказать особо.

Центр проводит занятия для школьников 8—11-х классов, давая углубленные знания в области математики, экономики, информационных технологий и программирования. В нем работают два компьютерных класса, подключенных к глобальной сети Интернет. Но Центр—это не только учебное заведение. Его директор — кандидат физико-математических наук Надежда Борисовна Алфутова—организовала регулярные поэтические вечера, встречи с писателями, искусствоведами и другими интересными людьми. А в марте этого года 20 учащихся центра под ее руководством выезжали на неделю в Приэль-брусье, где не только знакомились с достопримечательностями Кавказа, но и продолжали с удовольствием изучать математику, историю и экономику.

Публикуем несколько задач первого тура чемпионата. На решение каждой участникам требовалось в среднем не более десяти минут. У читателей время не ограничено, но проконтролировать его полезно: вдруг результат окажется не хуже, и в пятом чемпионате кто-то из новичков займет призовое место?

ПО ПОРЯДКУ...

Укажите номера полосок по порядку, начиная с самой верхней и до самой нижней.

ГОД В КРОССВОРДЕ

Составьте кроссворд, используя названия всех месяцев. Каждое из двенадцати слов должно начинаться в клетке со звездочкой.

ЧИСЛОВЫЕ ПРИМЕРЫ

В квадраты каждой строки расставьте числа от 1 до 6, используя каждое ПО РАЗУ (одно из них уже стоит в левой части равенства), а между числами — знаки арифметических действий «+», «-», «x», «:» (каждый знак— РОВНО ОДИН РАЗ) и добавьте, если нужно, скобки, чтобы в итоге получилось истинное равенство.

Пример для чисел от 1 до 5 без знака «x»:

5 = (4+1) : (3-2).

ПЕРЕКАТЫВАНИЕ КУБИКА

Игральный кубик, у которого сумма очков на противоположных гранях равна 7, вначале стоял в левом верхнем углу прямоугольника, так что на нем вверху была 1, спереди —2, справа — 3. Кубик, перекатываясь через сторону, обошел все клетки, побывав в каждой ровно один раз, и закончил путь в правом нижнем углу. Цифры в клетках означают количество очков на верхней грани кубика в момент, когда он был в этой клетке. Восстановите путь кубика в прямоугольниках.

СЛОВА ПО КЛЕТКАМ

Расставьте слова по клеткам с учетом уже занявших свое место, чтобы у всех слов в каждой строке, столбике и на больших диагоналях была общая буква.

ЗМЕЯ

Змея (замкнутая идущая по клеточкам линия, НЕ ПЕРЕСЕКАЮЩАЯСЯ И НЕ КАСАЮЩАЯСЯ СЕБЯ ДАЖЕ УГЛОМ) расположена в квадрате. Числа означают количество клеток, занятых змеей, в соответствующей строке или столбике. Черные клетки — на змее, они отмечают каждую ее четверть по длине. В серой клетке змея находиться не может. Восстановите положение змеи.

НАЙДИТЕ СЛАГАЕМЫЕ

В каждую строку и столбик квадрата впишите ровно два ДВУЗНАЧНЫХ числа, не содержащих ноль, чтобы снизу и справа стояла сумма этих двух чисел:

ОДНО ИЗ ТРЕХ

Заполните сканворд, вписывая ОДНО слово из трех.

Другие статьи из рубрики «Математические досуги»