Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

АМЕРИЦИЙ И ЭЛОДЕЯ

А. Я. Болсуновский, Т. А. Зотина, Л. Г. Бондарева, А. Г. Дегерменджи. Оценка интенсивности накопления трансуранового элемента америция-241 водным растением elodea canadensis. «Доклады Академии наук» том 399, № 4, 2004, стр. 130—133.

Известно, что некоторые растения и грибы интенсивно поглощают из почвы ионы тяжелых металлов. Например, в биомассе растений реки Енисей, куда поступают жидкие отходы Красноярского горно-химического комбината, обнаружены изотопы плутония. К подобным видам флоры относится и водное растение элодея канадская.

В ходе эксперимента в емкость с водой вносили нитрат америция, нейтрализовали кислую среду небольшим количеством щелочи и помещали туда элодею. С помощью счетчиков радиоактивности установили, что америций сосредоточен в верхушках побегов элодеи.

Ученые также выяснили, как радиоактивный материал распределяется в растении на уровне тканей. Оказалось, что происходит перенос ионов металла с поверхности растений в более глубокие ткани (в минеральной части биомассы концентрация металла была в пять раз выше, чем в органической). А в целом его концентрация в растении была в 2000 раз выше, чем в окружающей воде.