Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЯНВАРЬ 2007 №12

ПО ЯГОДЫ

В октябре на выставке «Золотая осень-2007» на ВВЦ был показан созданный во Всероссийском селекционно-технологическом институте садоводства и питомниководства Россельхозакадемии агрегат ВЭС-45 для сбора ягод. При работе машина движется вдоль ряда ягодных кустарников и острым носом раздвигает и наклоняет ветки. Металлические стержни внутри корпуса резко ударяют по ним в горизонтальном и вертикальном направлении. Сила ударов достаточна, чтобы ягоды осыпались, но не столь велика, чтобы поломать ветки.

Сбитые ягоды попадают на полотно конвейера и дальше — в бункер. После обработки на кустах остается не более 10% урожая. Среди собранных ягод повреждаются всего 3,5%, поэтому плоды могут идти не только на производство соков, компотов и джемов, но и на продажу в свежем виде.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Производительность комбайна, предназначенного для сбора малины, крыжовника, черной и красной смородины, шиповника — до 1 га/ч. Машину комплектуют навесными орудиями: опрыскивателем, культиваторами, обрезчиком, поэтому ее можно использовать не только в период уборочной страды, но и в течение всего сезона.

ПРОВОДА ТЯНУТЬ НЕ НАДО

Инженерами двух московских предприятий разработан автономный мачтовый светильник для освещения мест, куда не проведены кабели электросети. В светлое время суток фотоэлектронные преобразователи вырабатывают энергию 200 Вт, которая заряжает аккумуляторную батарею емкостью 100 Ач. Когда стемнеет, от аккумулятора начинает работать энергосберегающая лампа мощностью 70 Вт, дающая световой поток, как лампа накаливания мощностью 400 Вт. Заряда аккумулятора хватает на 30 часов непрерывной работы светильника.

От того же аккумулятора работает таксофон, включенный в сеть сотовой связи.

Светильники предназначены для установки на не имеющих энергоснабжения участках дорог, в сельской местности и т. д.

ЭЛЕКТРОМАГНИТ ОПРЕДЕЛЯЕТ УСТАЛОСТЬ МЕТАЛЛА

Причиной разрушения стальных конструкций часто становится усталость металла. Под действием переменных нагрузок в нем накапливаются микродефекты, снижающие предел его прочности. Проверить неразрушающими методами напряжения в корпусе судна, башне подъемного крана, участках трубопровода в полевых условиях бывает затруднительно.

На Всероссийской промышленной ярмарке, прошедшей в Москве на ВВЦ, был продемонстрирован портативный электромагнитный прибор — коэрцитиметр, успешно справляющийся с подобной задачей. Принцип действия прибора основан на явлении повышения при растущей усталости металла такого физического параметра, как коэрцитивная сила. Например, коэрцитивная сила стальных шпангоутов нового корабля Нс=3н÷3,5 А/см, а разрушение начинается при Нс=8 А/см. Датчик, который представляет собой электромагнит, устанавливают на исследуемый участок и, подавая в обмотку ток, намагничивают сталь до насыщения. Затем тем же электромагнитом производят размагничивание. Чем больше коэрцитивная сила, тем больший ток необходим для размагничивания.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЕР

Современные железнодорожные станции оборудуют различными системами учета прохождения грузов. На некоторых станциях для идентификации вагонов используют радиометки (см. «Наука и жизнь» № 3, 2005 г.), на других применяют видеокамеры, сигнал с которых поступает на компьютеризированную систему распознавания инвентаризационных номеров.

Однако это всего лишь малая часть информации, которая необходима станционному персоналу. В настоящее время разработана система, которая осуществляет комплексный контроль прибывающих грузовых составов. Перед въездом на станцию ставят арку, на которой установлены видеокамеры, тепловизоры, несколько пар инфракрасных излучателей и детекторов. Под полотном находятся тензометрические датчики, определяющие вес вагонов.

Видеокамеры на боковых стойках арки фиксируют номера вагонов, а камеры, закрепленные на ее перекладине, — вид груза в полувагонах. С помощью тепловизора определяют уровень налива цистерн и температуру жидкости в них. Инфракрасные датчики проверяют габариты по высоте и ширине груза. На стойках имеются также специальные считывающие устройства, проверяющие состояние электронных пломб на замках вагонов и цистерн.

Если обнаружены негабарит, перегруз или нарушение пломб, диспетчер оперативно принимает решение о дальнейшем маршруте состава.

Система позволяет увеличить пропускную способность станции и, значит, ускорить доставку грузов, а также повысить безопасность персонала, не допуская работников в опасные зоны.

ВМЕСТО ПРОТИВОГАЗА

Для защиты людей при эвакуации из помещений, где воздух отравлен продуктами горения, в России начали выпускать капюшоны «Феникс». По сути, они стали альтернативой противогазам, но имеют перед ними ряд преимуществ. Капюшон изготавливают из прозрачной полиимидной пленки. Она выдерживает температуру до 800°С и не прилегает к коже, поэтому удается избежать ожогов лица при необходимости

миновать горящие участки. Кроме того, из капюшона лучше обзор, который у противогаза ограничен линзами. Противогаз необходимо подбирать по размеру, а капюшон можно надеть на любого человека без подгонки. Наконец, капюшон хранится в вакуумной упаковке диаметром 100 мм и высотой 50 мм, тогда как для противогаза нужна специальная сумка.

Упаковку удобно всегда иметь при себе, а также держать в легкодоступном месте дома или на работе. После использования ее можно выбросить в первый попавшийся мусорный бак, поскольку ни сам капюшон, ни респиратор не содержат веществ, загрязняющих окружающую среду.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»