Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ОКРЯБРЬ 2007 №10

ЛЕГКО В УЧЕНИИ И ЛЕГКО В БОЮ

В середине ХХ века в конструкторском бюро А. С. Яковлева был создан учебный самолет Як-18, прозванный “летающей партой” и открывший дорогу в небо не одному поколению летчиков. Следуя традиции, авиастроители разработали учебно-боевой самолет Як-130, на котором смогут накапливать летные навыки молодые пилоты нашего времени.

Оснащенный двумя турбореактивными двигателями АИ-222-25 самолет развивает скорость до 1050 км/ч и поднимается на высоту 12 000 м. Тяга двигателей позволяет самолету летать с углами атаки до 40 градусов и совершать в воздухе самые сложные маневры. Многочисленные приборы уступили место трем цветным дисплеям, на которых отображается вся полетная информация.

Специальное электронное устройство имитирует обстановку воздушного боя, во время которого летчик обнаруживает и сопровождает воздушные цели, поражает их ракетами класса “воздух-воздух”, уклоняется от атак противника, уничтожает наземные цели различными видами оружия.

Самолет настолько универсален, что позволяет готовить летчиков для самых разных машин — как отечественных, так и зарубежных. Кроме того, он может принимать участие не только в учебных, но и в реальных боях, например в контртеррористических операциях, где у противника нет современной истребительной авиации.

БУДЕМ ЕЗДИТЬ НА АВТОМАТЕ

Российские инженеры создали автоматическую трансмиссию для легковых автомобилей, которая по техническим характеристикам и габаритам не имеет аналогов в мире. Для нее была разработана уникальная кинематическая схема, обеспечивающая семь передач переднего хода (с передаточными числами от 4,817 до 0,720) и одну заднего (4,349).

Чем выше номер передачи, тем меньшее давление масла в гидравлической системе управления нужно для их переключения. Как следствие снижаются затраты энергии на работу масляного насоса и, значит, растет общий кпд трансмиссии.

ГАЗОТУРБИННЫЙ ЛОКОМОТИВ

В наши дни реактивные двигатели используются не только в авиации. Недавно в России разработали газотурбинный двигатель ГТД-1000, предназначенный для небольших электростанций. Он работает на сжиженном природном газе и развивает мощность 1000 кВт (1350 л. с.).

Двигатель хорош тем, что сохраняет высокий кпд (около 40%) в диапазоне выходных мощностей от 20% до номинала.

Благодаря небольшим размерам и массе, составляющей 5 т, его можно применять не только в стационарных энергетических установках. На Людиновском тепловозостроительном заводе сделали маневровый локомотив на газотурбинном двигателе. По внешнему виду новинка (см. фото) почти не отличается от видавшего виды тепловоза ЧМЭ3, но значительно экономичнее его.

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В МИКРОЭЛЕКТРОНИКЕ

Еще в 20-х годах прошлого века российский авиаконструктор Б. И. Черановский предложил необычную концепцию самолета — “летающее крыло”. Современные инженеры из Российского авиационного консорциума вернулись к ней в проекте среднемагистрального пассажирского самолета с так называемой интегральной схемой, которая предусматривает единую конструкцию крыла и фюзеляжа.

Благодаря такой конструкции улучшаются аэродинамические свойства самолета и соответственно повышается экономичность. С тем же запасом топлива, которого современным моделям хватает на 3000 км полета, новый самолет пролетит 5000 км.

Пассажирский салон будет шестиметровой ширины, а в крыльях, имеющих в корневой части очень высокий профиль, разместят грузовые отсеки.

УЖЕ НЕ САМОЛЕТ, ЕЩЕ НЕ РАКЕТА

Современные турбореактивные самолеты летают со скоростями, превышающими скорость звука в 2-3 раза М=2÷3), а у космических ракет М=25. Образовавшуюся нишу должны заполнить так называемые гиперзвуковые самолеты.

В России над созданием такого летательного аппарата работают специалисты Центрального института авиационного машиностроения. Свое детище они назвали гиперзвуковой летающей лабораторией ГЛЛ-ВК. Она

оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который позволяет разогнать аппарат до М=14 и достичь высоты полета 70 км.

В прямоточном двигателе нет компрессора и воздух попадает в камеру сгорания за счет набегающего потока. Двигатель начинает работать при скорости не меньше М=2, поэтому гиперзвуковой самолет может стартовать только с носителя — легкой ракеты “Рокот”. Приземляться ГЛЛ-ВК пока будет на парашюте.

С помощью гиперзвуковой летающей лаборатории инженеры планируют проверить работу прямоточных двигателей, аэродинамические свойства и тепловую защиту машины.

ОСТОРОЖНО, ЗА НАМИ СЛЕДЯТ

Выражение “почувствовать взгляд” теперь имеет не только фигуральный, но и буквальный смысл. Современные самолеты и вертолеты оснащают станциями предупреждения об облучении, которые регистрируют сигналы радаров противника, направленных как с земли, так и с другого самолета.

Станция СПО-15ЛМ следит за обстановкой в пространстве вокруг самолета в пределах ±30 градусов от плоскости курса и засекает сигналы с частотами 4,3 и 10,3 ГГц. Погрешность пеленга составляет ±10 градусов. Станция определяет не только направление луча локатора, но и расстояние до источника, из которого он послан. При облучении несколькими лучами прибор подскажет пилоту, с какой стороны грозит главная опасность.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»