Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2007 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Прошло лето, и осень уже на исходе. В средних широтах России вот-вот грянут первые зимние морозы. Казалось бы, самое неблагоприятное время для ночных сидений под открытым небом. Однако это не так. Опытный наблюдатель знает, что именно в ноябре зачастую случаются удивительные по прозрачности ночи, когда кажется, что земная атмосфера как бы исчезает и открывается невообразимая глубина неба. То, о чем в теплые и влажные летние ночи оставалось лишь мечтать. А ночные морозы — это пустяк, надо только надлежащим образом подготовиться к ним. И тогда длительное пребывание на морозе превратится в удовольствие.

Ну а есть ли все же резон подвергать себя этим, пусть и приятным, испытаниям? Определенно есть! Длинные осенние ночи дают возможность осмотреть за один раз почти три четверти доступного нам небосвода. С вечера еще прекрасно будет виден Млечный Путь и окружающие его созвездия, которые мы привыкли видеть летом и осенью: Геркулес, Лебедь, Лира, Орел, Щит, а ближе к утру почти возле небесного меридиана окажутся уже зимние созвездия: Орион, Близнецы, Большой и Малый Пес, Заяц. За такую ночь вы увидите едва ли не все интересное, что есть на небосводе и доступно для наблюдений с небольшим телескопом: обширные газовые туманности и звездные скопления, расположенные в глубинах Млечного Пути, облака пыли, видимые на его фоне, ближайшие к нам галактики, входящие в одну группу с нашей, множество интересных и удивительных звезд нашей Галактики. Словом, каждый, кто сумеет провести такую прозрачную безлунную ноябрьскую ночь где-нибудь за городом, там, где нет света от домов, от уличных фонарей, и прихватит с собой бинокль, а лучше — телескоп, несомненно, получит массу положительных эмоций и новых знаний.

Кроме таинственного и прекрасного дальнего космоса в эти ночи конечно же можно увидеть и более близкие космические объекты, входящие в Солнечную систему, — планеты. Во все времена они привлекали внимание астрономов-любителей. Прежде всего, наверное, тем, что, в отличие от далеких и потому всегда неподвижных звезд, они непрерывно перемещаются и при этом изменяется их внешний вид.

Первая из планет, которую можно будет видеть по вечерам, — Марс. Яркий и отчетливо красноватый бог войны появится в ноябре на востоке вскоре после наступления темноты, а в декабре — пораньше, еще в сумерках. Марс в ближайшие два месяца станет основным объектом интереса любителей астрономии, потому что сейчас он приближается к Земле и в конце декабря наступит его противостояние: Марс, Земля и Солнце окажутся на одной линии. В это время Марс будет на минимальном за последние два года расстоянии от нашей планеты — всего в 89 млн км (0,59 а.е.). Это, конечно, не такое замечательное сближение, какие были в 2005 году и особенно в 2003-м. Тем не менее видимый размер Красной планеты вырастет почти до 16", а значит, даже в небольшие телескопы можно будет рассмотреть на ней множество деталей, ощутить вращение планеты, увидеть облака в атмосфере Марса, пятна инея или снега на его поверхности и многое другое. В отличие от 2003 года, когда Марс был виден довольно низко над горизонтом, в нынешнем году он будет двигаться по созвездиям Близнецов и Тельца, то есть к середине ночи окажется почти в зените — идеальная для наблюдения любой планеты ситуация. В дни противостояния блеск Марса достигнет -1,6m и он станет самой яркой “звездой” неба, даже ярче Сириуса.

Несомненно, что в эти дни многие люди, в том числе и те, кто обычно редко смотрит на звездное небо, обратят внимание на очень яркую оранжевую “звезду” высоко над головой. И это послужит поводом для рождения самых невероятных фантастических толков.

В начале ноября размер Марса будет еще 12,5" (расстояние от Земли — 115 млн км), а блеск -0,6m, и это окажется отличным временем для регулярных, лучше всего ежедневных, наблюдений самой близкой к нам планеты.

Следующим после Марса на небе появится Сатурн. Он неторопливо, как и положено самой дальней из видимых невооруженным глазом планет, движется на фоне созвездия Льва, недалеко от звезды Регул, и примерно вдвое превосходит его по блеску. Кольца Сатурна сейчас прекрасно видны даже в небольшие телескопы, так как они пока очень удачно повернуты к Земле. Видимый диаметр диска планеты — около 18", а наибольший поперечник колец — 39".

Вскоре за Сатурном на востоке появится Венера — прекрасная Утренняя звезда. В начале ноября она находится в максимальном, видимом для нас удалении от Солнца, примерно в 46°, а это означает, что восходит она задолго до рассвета и пару часов будет переливаться своим волшебным зеленоватым огнем на темном небе, привлекая всеобщее внимание и вызывая восхищение. Но если Сатурн почти не меняет своего положения относительно звезд и будет восходить вместе с ними с каждым днем все раньше, то Венера, движущаяся сейчас по своей орбите в сторону Солнца, довольно быстро перемещается на восток и за пару месяцев пройдет огромное расстояние на фоне созвездий Девы и Весов. Но видимое расстояние между Венерой и Солнцем будет сокращаться довольно медленно, и до конца года прекрасная планета станет лучшим украшением нашего предутреннего и рассветного небосклона. В это время она удаляется от Земли и для нас уменьшается в размерах, но в телескопы ее серп по-прежнему хорошо различим, хотя и не выглядит таким эффектным и большим, как в начале ноября, когда ее “половинка” видна даже в хороший бинокль.

В ноябре к Венере на рассветном небе ненадолго присоединится Меркурий, самая ближняя к Солнцу планета Солнечной системы. Он, как всегда, не удалится от светила слишком далеко (не более чем на 20°), и это означает, что его можно, хотя и непросто, заметить на фоне зари до двадцатых чисел ноября, после чего он снова скроется в солнечных лучах.

Неторопливое, размеренное движение планет разнообразят более быстрые перемещения ближайшего к нам космического тела — Луны. В первые дни ноября она в фазе последней четверти окажется в созвездии Рака, затем Льва. 4 ноября — недалеко от Сатурна, а 5-го и 6-го — от Венеры. В последующие дни ее все более тонкий серпик будет приближаться к Солнцу, пока 8 ноября не скроется в лучах утренней зари. После новолуния (10 ноября) она вновь появится, теперь уже на западном небосклоне, только 15—16 числа, да и то ненадолго, потому что движется очень низко по южным созвездиям Скорпиона, Стрельца и Козерога, а значит, будет исчезать почти сразу после захода Солнца. Первая четверть наступит в ночь с 17 на 18 ноября в Рыбах, а последующие 5 дней Луне потребуются, чтобы пересечь созвездия Рыб и Овна. Полнолуние ожидается в ночь с 23 на 24 ноября в созвездии Тельца, неподалеку от Плеяд, а последняя четверть наступит 1 декабря во Льве, недалеко от Регула. После этого убывающая Луна вновь переместится на утреннее небо, и ее тонкий месяц станет украшать рассветный небосвод примерно до 7 числа, когда он окончательно скроется в лучах зари. После новолуния, которое состоится 9 декабря, картина движения Луны в целом повторяет ту, что наблюдалась месяцем раньше: наш спутник появится на западном небе лишь через 4—5 дней, вновь ненадолго и низко над горизонтом. Первая четверть, 17 декабря, наступит в созвездии Рыб, а полнолуние ожидается в ночь с 23-го на 24—е. До этого почти полная Луна в ночь с 21-го на 22-е окажется совсем рядом с Плеядами и даже покроет их. Это интересное событие будет видно только на востоке нашей страны. Зато в ночь полнолуния практически на всей территории России будет доступно наблюдениям гораздо более интересное и редкое событие: Луна закроет от нас Марс, что произойдет практически в день противостояния! В Москве это явление наступит в 06 ч 28 мин по местному времени. Хороший телескоп позволит рассмотреть то, как небольшой диск Марса скрывается за огромной Луной, оставляя совершенно непередаваемое впечатление объемности, трехмерности наблюдаемого явления. Такое нечасто бывает в астрономии. Полезно в этот момент вспомнить, что Марс находится в 2,5 тысячи раз дальше от нас, чем Луна, а диаметр его видимого диска в 125 раз меньше лунного! Постарайтесь не упустить эти интересные наблюдения. Фаза последней четверти Луны наступит ровно 31 декабря.

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»