Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

О ЧЕМ ПИСАЛА "НАУКА И ЖИЗНЬ" 50 И 100 ЛЕТ НАЗАД

100 лет назад

Необычайно продуктивный двигатель

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Все строившиеся до сих пор паровые машины превращали в механическую работу не более 9-10% поглощаемой ими теплоты (а следовательно, и топлива); все же остальное количество теплоты выпускалось ими прямо на воздух. По сообщению технических журналов, мюнхенскому инженеру Р. Дизелю удалось построить двигатель, далеко оставляющий позади все предшествующие: двигатель этот превращает в работу 26-27% затраченного тепла. Машина эта может приводиться в движение как газом, так и жидким (керосином), и даже твердым топливом (каменным углем в измельченном виде). Топливо поступает очень небольшими порциями и сгорает в цилиндре, в котором предыдущим движением поршня воздух был сгущен до такой степени, что от сдавливания он сильно нагрелся. Пробный двигатель действует, по отзывам специалистов, безупречно.

Летние путешествия

Летние экскурсии, столь распространенные за границей, к сожалению, в России неизвестны. Скажут, что поездки дороги и утомительны. Нет, теперь это уже устранено. И на железных дорогах, и на пароходах тарифы снижены весьма значительно. Вот несколько поездок:

1) По Волге - одна из самых интересных. Делавшие такие поездки в восторге от них. Великая русская река производит весьма сильное впечатление, а нынешние волжские пароходы чрезвычайно удобны и возят очень дешево.

2) Поездка далее по Каспийскому морю, к Баку и на Кавказ. Поездка до Баку стоит недорого, но путешествие по Кавказу уже "кусается".

3) Поездка от Вологды по Сухоне, Северной Двине и Белому морю к Соловецкому монастырю. Эта поездка очень интересна. Многие думают, что на Севере очень дурной климат. Смеем уверить, что июнь и июль в Вологодской и Архангельской губерниях гораздо лучше, чем в Москве, тем более Петербурге. Там очень суровы лишь зимы, но летние месяцы прекрасны.

4) Поездка в Финляндию очень интересна, но немного дорога.

5) Весьма хороша поездка в Крым: Евпатория, Севастополь, Балаклава, Ялта, Феодосия, Керчь. Всюду масса прелестных видов. Чудный климат. Далее можно завернуть и на Кавказ, который, надо сказать, гораздо величественнее и интереснее пресловутых Альп, куда стремится столько туристов. Однако поездки сюда довольно-таки дороги.

6) Наконец, всего дешевле и, пожалуй, интереснее поездки в Палестину. Палестинское Общество выдает паломнические книжки по совершенно баснословному тарифу. Судите сами: проезд из Москвы до Иерусалима и обратно стоит без продовольствия только 51 р. 50 коп. За эту ничтожную цену можно проехать из Москвы до Одессы, далее по Черному морю до Константинополя, затем Мраморное море, Эгейское и Средиземное моря. Сколько впечатлений, сколько исторических воспоминаний! Центральная контора Общества находится в Санкт-Петербурге, отделения в Москве, Харькове, Киеве, Воронеже, Калуге, Казани, Самаре, Саратове и т.д. Поездка необычайно дешева, интересна и поучительна.

50 лет назад

По страницам советских технических журналов

Завод для сжижения саратовского газа с подземными хранилищами для жидкого метана будет сооружен в Подмосковье. Летом, в период пониженного расхода газа, излишки его будут накапливаться в подземных резервуарах. Зимой, когда потребление увеличивается, жидкий метан после превращения в газ будет подаваться через газораспределительные станции в городские сети.

На Ленинградском прядильно-ниточном комбинате им. С. М. Кирова сконструирован и изготовлен автоматический регистратор простоев машин, рассчитанный на одновременное обслуживание 34 станков. Этот прибор действует уже полгода в диспетчерском пункте комбината. Пишущее приспособление с автоматическим пером поочередно подключается к проводу от каждой контролируемой машины через так называемый шаговый искатель. Минимальная продолжительность простоя, отмечаемая прибором, 36 секунд. Погрешность при определении продолжительности простоя за 8 часов не превышает 30 секунд. Прибор значительно совершеннее аппаратов, выпускаемых иностранными фирмами.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»