Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОСТРОВ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ

С. РОМАНЮК, историк. Фото Д. Бондаренко, Д. Зыкова.

(Окончание. Начало см. "Наука и жизнь" № 3, 2007 г.)

Здание гостиницы "Балчуг-Кемпински" со стороны Раушской набережной.
Здание гостиницы "Балчуг-Кемпински" со стороны Раушской набережной.
Эти каменные палаты можно увидеть во дворе дома № 24 по Космодамиан ской набережной.
Эти каменные палаты можно увидеть во дворе дома № 24 по Космодамиан ской набережной.
До наших дней сохранились палаты XVII века во дворе дома № 26 по Космодамианской набережной.
До наших дней сохранились палаты XVII века во дворе дома № 26 по Космодамианской набережной.
Церковь святого Георгия, "что в Ендове", расположенная на Садовнической улице, 6, построена в начале XVI века. Художник М. Аверьянов. 2007 год.
Церковь святого Георгия, "что в Ендове", расположенная на Садовнической улице, 6, построена в начале XVI века. Художник М. Аверьянов. 2007 год.
Московский международный Дом музыки - часть архитектурного ансамбля, живописно расположившегося на Космодамианской набережной Москвы-реки.
Московский международный Дом музыки - часть архитектурного ансамбля, живописно расположившегося на Космодамианской набережной Москвы-реки.
Остров у стен кремля. От Балчуга до красных холмов. Художник М. Аверьянов.
Остров у стен кремля. От Балчуга до красных холмов. Художник М. Аверьянов.
Дом церковного причта церкви Николы, "что в Заяицкой". 2-й Раушский переулок, 4.
Дом церковного причта церкви Николы, "что в Заяицкой". 2-й Раушский переулок, 4.
Церковь Николы, "что в Заяицкой", известна с 1625 года. Сохранившееся здание построено в XVIII веке по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. 2-й Раушский переулок, владение 1.
Церковь Николы, "что в Заяицкой", известна с 1625 года. Сохранившееся здание построено в XVIII веке по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. 2-й Раушский переулок, владение 1.
Здание в стиле советского конструктивизма построено по проекту архитектора Б. В. Ефимовича в 1930 году. Садовническая улица. 33.
Здание в стиле советского конструктивизма построено по проекту архитектора Б. В. Ефимовича в 1930 году. Садовническая улица. 33.
Палаты купца Аники Иконникова (1796 год) находятся во дворе жилого дома по Садовнической улице, 43.
Палаты купца Аники Иконникова (1796 год) находятся во дворе жилого дома по Садовнической улице, 43.
Комплекс зданий "Мосэнерго" на Раушской набережной вытянут в сплошную линию. На рисунке он поделен на две части: вверху - дома 6-10, внизу - 12-14.
Комплекс зданий "Мосэнерго" на Раушской набережной вытянут в сплошную линию. На рисунке он поделен на две части: вверху - дома 6-10, внизу - 12-14.
Жилой дом сооружен по проекту архитектора М. И. Синявского в 1952 году. Космодамианская набережная, № 28-36.
Жилой дом сооружен по проекту архитектора М. И. Синявского в 1952 году. Космодамианская набережная, № 28-36.
Здание Кригс-комиссариата проектировал архитектор Н. Н. Легран. 1777-1780 годы. Космодамианская набережная, 2.
Здание Кригс-комиссариата проектировал архитектор Н. Н. Легран. 1777-1780 годы. Космодамианская набережная, 2.
В этом здании в середине XVIII века располагался Кригс-комиссариат, переехавший затем в новое здание на Космодамианской набережной. Садовническая улица, 59.
В этом здании в середине XVIII века располагался Кригс-комиссариат, переехавший затем в новое здание на Космодамианской набережной. Садовническая улица, 59.
Комплекс "Красные холмы" - современные здания из стекла и металла.
Комплекс "Красные холмы" - современные здания из стекла и металла.
Церковь Николы, "что в Пупышах", построенная в 1735 году, находилась на месте современного дома 40/42 по Космодамианской набережной.
Церковь Николы, "что в Пупышах", построенная в 1735 году, находилась на месте современного дома 40/42 по Космодамианской набережной.

Полоску московской земли, протянувшуюся с востока на запад между Водоотводным каналом и Москвой-рекой, называют Островом. Длина Острова всего лишь 4,5 км, и на этом отрезке суши сохранились памятники архитектуры, имеющие немалое историческое и культурное значение. В мартовском номере журнала рассказывалось о западной части Острова - от Стрелки до Балчуга. Сейчас речь пойдет об истории улицы Балчуг и о памятниках архитектуры, расположенных к востоку от нее.

Улица Балчуг, вероятно, получила свое название от слова "балчук" - рыбный торг, привоз, базар. Здесь находился один из самых старых Москворецких мостов, а рядом - рынок. Опись 1669 года свидетельствует: "...едучи из города с живого Москворецкого мосту на левой стороне", на Балчуге находились Мясной, Калашный и Солодовый ряды из 40 лавок, а напротив - "идучи от живого моста по правую сторону" - стояли три "избы харчевни" и еще 52 лавки.

Улица Балчуг - одна из самых коротких в Москве - за последнее время существенно изменилась. Слева вместо малоэтажных старых строений высятся два больших офисных здания, к сожалению, закрывших уникальный вид из Замоскворечья на собор Василия Блаженного.

В начале улицы - реконструированное здание гостиницы "Балчуг-Кемпински", выходящей на Раушскую набережную. Разместившиеся на набережной разнокалиберные здания московской электростанции (№ 6-14) появились в 1897 году по инициативе Общества электрического освещения (архитекторы Н. П. Басин и В.В. Николя, инженер Н. В. Смирнов). Впоследствии они неоднократно перестраивались, к ним добавлялись новые. Так, в 1928 году архитектор И. В. Жолтовский построил здесь котельную. На одном из зданий электростанции, рядом с цифрами "1897" (год постройки), - отметка уровня воды при наводнении, случившемся весной 1908 года.

Дом № 24 построен в 1903 году по проекту архитектора Г. А. Кайзера для чайной фирмы "Петр Боткин и сыновья". Здесь находились правление фирмы, чаеразвесочная и склад. Во дворе этого здания можно увидеть древнее и мало кому известное строение - палаты XVII века. Недавно они отремонтированы и на восточном фасаде восстановлены наиболее древние их части.

Самое видное здание на Раушской набережной - церковь Николы, "что в Заяицкой". Предположительно, тут жили монголы из Заяицкой Орды, которых в Москве звали "заяицкими татарами".

По документам церковь известна с 1625 года, когда она была деревянной; каменное здание построили в 1652 году, по-видимому , не очень удачно - в 1741 году его "за ветхостью" разобрали. В продолжение многих лет (1741-1759) возводили огромное новое здание храма на средства Е. Я. Москвина. Строили архитектор И. Ф. Мичурин и сменивший его Д. В. Ухтомский. Некоторые детали декора остались незавершенными (это заметно на капителях колонн).

Напротив церкви в переулке, который сейчас называется 2-м Раушским, а до 1964 года - Николо-Заяицким, обращает на себя внимание небольшой двухэтажный домик с яркой праздничной отделкой, с наличникам и, характерными для середины XVIII столетия, предназначенный для церковного причта.

Космодамианская набережная, протянувшаяся от Большого Устьинского до Большого Краснохолмс кого моста, названа по церкви Космы и Дамиана, находившейся неподалеку. С 1935 по 1992 год набережная носила имя писателя Максима Горького. По генеральному плану Москвы 1935 года на набережной построили несколько монументальных жилых домов. Дом № 4/22 (корп. Б) сооружен по проекту архитектора М. И. Синявского в 1955 году. Образ здания мощного объема складывается из контрастного сочетания светло-желтой стены и более темных полос терракотовых вставок, на которых изображены голуби в медальонах, звезды, колхозница со злаками и рабочий с отбойным молотком. Растянувшийся вдоль набережной жилой дом № 28-36 - произведение того же архитектора. Центральная часть дома отодвинут а вглубь, а боковые крылья, соединенные с центром высокими башнями, выступают к набережной, образуя парадный двор. Крупная плоскость фасада декорирована лепными вставками, здесь же обозначен год окончания строительства - 1952. В доме жили академики И. М. Франк и И. И. Новиков.

Здание № 24-26 на набережной занимает так называемый Кригс-комиссариат - ведомство, заведовавшее снабжением армии.

Кригс-комиссариат поселился в Садовниках в середине XVIII века, заняв для своих нужд несколько участков, в том числе тот, на котором якобы находился дворец Бирона, чему, однако, нет документальных подтверждений. Известно, что в начале XVIII века у дворцовых садовников Бельских была здесь крупная усадьба с каменными палатами. В 30-50-е годы XVIII столетия усадьбой владели Строгановы, потомки промышленников, прославившихся богатством еще в XVI веке, а от них в 1753 году усадьба перешла в казну и была передана Кригс-комиссариату.

Существующее здание - выдающийся памятник раннего классицизма в России - построено по проекту выходца из Франции Никола Леграна в 1777-1780 годах и считалось одной из московских достопримечательностей. Весьма выразительные угловые башни комиссариата, похожие на крепостные, замыкают речной фасад с центральным портиком.

В Кригс-комиссариате служил отец Пушкина Сергей Львович. Он был зачислен на должность комиссионера 8-го класса в 1802 году и отвечал за один из важнейших отделов - "по денежному отделению, бухгалтерии о деньгах и по казначейству в производстве дел". В этом учреждении Сергей Львович прослужил до 1817 года, воевал в Отечественную войну 1812 года. за службу Отечеству получил награды и чины.

На месте дома № 40/42 (1940-е годы) на Космодамианской набережной проходил Пупышевский переулок и находилась церковь Николы, "что в Пупышах" (построена в 1735 году). Место это называлось урочищем "Пупыши" - возвышенность на низменной поверхности старицы.

Посередине Острова от Балчуга идет длинная Садовническая улица, бывшая главной в слободе Нижние Садовники. Строения №№ 9, 11, 13 по левой стороне принадлежат Мосэнерго, а на правой стороне обращает на себя внимание яркое, праздничное здание Георгиевской церкви, "что в Ендове".

Теперь слово "ендовa" может показаться странным и непонятным, но в старой Москве оно не вызвало бы вопросов: в каждом кабаке, да и во многих домах были "ендовы" (ударение на последнем слоге), чаши с носиком, как правило, медные, в которые обычно наливали пиво. А любители пива прозывались ендовочниками. Нередко можно было слышать: "Ендову на стол, а ворота на запор!" По преданию, Иван Грозный поставил на Балчуге для своих опричников кабак, где, конечно, были ендовы, да и кабак мог так называться. Многие московские местности назывались по кабакам: все знали, где какой кабак находится.

Очень возможно, что церковь Георгия построили здесь еще в начале XVI века. Она упоминается при описании событий Смутного времени, боев ополчения Минина и Пожарского в августе 1612 года. Тогда возле церкви находилось укрепление, "острожец", возведенное, надо думать, для охраны переправы через Москву-реку.

Во дворе церкви в срубе, наполненном камнями, привезенными с Соловецких островов, стоит десятиметровый деревянный "поклонный" крест, освященный 4 февраля 2001 года в честь мучеников, погибших в Соловецких лагерях.

Справа от церковного участка - нарядное красно-белое трехэтажное здание, которое строилось явно с оглядкой на церковь. Автор его - архитектор Д. И. Певницкий использовал такие известные детали русской архитектуры XVII века, как арочки и пучки колонок. Этот дом был выстроен в 1881 году по просьбе священника церкви Георгия в Ендове отца Алексея Белокурова.

Далее по правой стороне расположились доходные дома конца XIX - начала XX века, возведенные по заказу разбогатевших купцов. Дом под № 30 (построен в 1812-1817 годах) купил в 1826 году отпущенный на волю крепостной графа Шереметева Иван Дмитриевич Варыханов, торговавший шорным товаром на Балчуге. В 1860 году здание надстроили третьим этажом, а в 1904 году изменили фасад по проекту архитектора В. В. Шауба. На втором этаже этого дома в 1919 году поселился Г. М. Кржижановский, проживший здесь до кончины в 1959 году. Теперь в его квартире музей. В этом же доме - Музей истории развития Мосэнерго.

Возле старого Большого Устьинского моста участок с восточной стороны подъездной трассы был отведен для толкучего рынка, переведенного сюда с Новой площади в 1899 году. Перед рядами лавок в 1930 году построили выразительное здание (№ 33 по Садовнической улице) в стиле советского конструктивизма по проекту архитектора Б. В. Ефимовича. Обращают на себя внимание упруго выгнутая линия ротонды слева и большие горизонтальные окна. Напротив еще недавно стоял жилой дом того же автора - это был ансамбль зданий в едином стиле.

Дом № 43 (во дворе жилого дома) передвинут с Комиссариатской набережной. Правда, при передвижке и повороте фасадом на Садовническую улицу часть старинных палат утрачена, но все-таки многое удалось спасти и отреставрировать.

Эти палаты впервые обозначены на плане 1796 года как владения купца Аники Иконникова. В 1810 году следующий владелец, тоже купец, Кузьма Баженов, перестроил их, а после пожара 1812 года фасад палат был обновлен. Портик здания довольно оригинален: спаренные колонны, поддерживаю щие арки, между которыми - и это совсем уж необычно - в круглых нишах поставлены женские головки.

Во дворе дома № 51 находится здание 1893 года, построенное для причта церкви Космы и Дамиана, которая стояла напротив, примерно посередине корпуса этого дома по Комиссариатскому переулку. Главный алтарь церкви был освящен в честь Владимирской иконы Богоматери, а придельные - в честь святых Космы и Дамиана и святого Николая. Церковь сломали в 1934 году.

За Комиссариатским переулком - внушительные башни Кригс-комиссариата, фасад которого выходит на набережную. За ним - дом № 55, стоящий на сильно вытянутом в длину участке, достигающем Космодамианской набережной. Обычный жилой дом по Садовнической улице построен в 1898 году (архитектор И. А. Гевенов), но самые интересные строения можно увидеть в глубине участка. К ним лучше всего пройти от Космодамианской набережной. По переписным книгам первой половины XVIII века все владение принадлежало купцу Григорию Бабкину; в дальней части его двора находились каменные палаты XVII века, дошедшие до нашего времени.

Рядом с ними - здание в стиле ампир с полуротондой на северном фасаде (по Космодамианской наб., дом № 26). Это работа известного архитектора-стилизатора В. Д. Адамовича (1915), автора таких значительных произведений, как особняки Второва на Спасопесковской площади и Рябушинского в Петровском парке. Особняк, который вполне заслуживает постановки на государственную охрану, был выстроен для потомственной почетной гражданки Т. П. Прохоровой, владелицы участка.

По линии Садовнической улицы стоят одноэтажные каменные здания (№ 59), арочные ниши которых обрамляют оконные проемы, прерываемые парами пилястр. Это "старый Комиссариат" (1740-1750-е годы).

В конце длинной Садовнической улицы издавна обосновались несколько фабрик и заводов. Так, в начале XIX века на участке № 57 купцы Куманины построили красильню, в 1820-1840-х годах - Прохоровы - суконную фабрику. Последняя в 1860 году перешла к новым владельцам - братьям Александровым, которые завели тут "фабрику армейских верблюжьих сукон", а позднее - при Смирновых - она превратилась в водочный завод. Ныне это завод шампанских вин.

По правой стороне Садовнической улицы обращают на себя внимание фабричные корпуса, занимающие весь квартал от Садовнического переулка до Нижней Краснохолмской улицы. В начале XIX века тут было несколько незначительных владений с деревянными строениями. В 1824 году московский купец Николай Осипов устраивает суконную фабрику, продукцию которой поставляет в казну. Август Шрадер, выходец из немецкого города Бремена, в 1877 году покупает и модернизирует фабрику, приобретает соседние участки и строит несколько новых зданий по проектам архитектора А. К. Боссе. К концу XIX столетия фабрика была одной из самых крупных в Москве, выпускавших шерстяные и полушерстяные ткани. В советское время - это широко известный Краснохолмский камвольный комбинат.

За Нижней Краснохолмской улицей - отрезок Острова, за последнее время полностью изменивший свой облик. На нем выросли современные строения комплекса "Красные Холмы", в который входят офисные помещения, гостиница и Московский международный дом музыки - цилиндрическое здание из стекла и металла, эффектно освещаемое в темное время суток. Дом музыки, заложенный в сентябре 2000 года, был открыт уже 26 декабря 2002-го. В нем несколько залов, главный - Светлановский, на 1734 места, назван по фамилии известного дирижера Евгения Федоровича Светланова; в зале размещен самый большой в России орган. Есть еще два зала: Театральный - на 530 мест и Камерный - на 573 места. Авторы проекта - архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаврилова, С. Гнедовский и инженеры С. Белов и И. Кузнецова.

С первых дней существования Московский международный дом музыки стал одним из ведущих музыкальных центров столицы.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «По Москве исторической»