Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОСТРОВ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ

С. РОМАНЮК, историк. Фото Д. Бондаренко, Д. Зыкова.

(Окончание. Начало см. "Наука и жизнь" № 3, 2007 г.)

Полоску московской земли, протянувшуюся с востока на запад между Водоотводным каналом и Москвой-рекой, называют Островом. Длина Острова всего лишь 4,5 км, и на этом отрезке суши сохранились памятники архитектуры, имеющие немалое историческое и культурное значение. В мартовском номере журнала рассказывалось о западной части Острова - от Стрелки до Балчуга. Сейчас речь пойдет об истории улицы Балчуг и о памятниках архитектуры, расположенных к востоку от нее.

Улица Балчуг, вероятно, получила свое название от слова "балчук" - рыбный торг, привоз, базар. Здесь находился один из самых старых Москворецких мостов, а рядом - рынок. Опись 1669 года свидетельствует: "...едучи из города с живого Москворецкого мосту на левой стороне", на Балчуге находились Мясной, Калашный и Солодовый ряды из 40 лавок, а напротив - "идучи от живого моста по правую сторону" - стояли три "избы харчевни" и еще 52 лавки.

Улица Балчуг - одна из самых коротких в Москве - за последнее время существенно изменилась. Слева вместо малоэтажных старых строений высятся два больших офисных здания, к сожалению, закрывших уникальный вид из Замоскворечья на собор Василия Блаженного.

В начале улицы - реконструированное здание гостиницы "Балчуг-Кемпински", выходящей на Раушскую набережную. Разместившиеся на набережной разнокалиберные здания московской электростанции (№ 6-14) появились в 1897 году по инициативе Общества электрического освещения (архитекторы Н. П. Басин и В.В. Николя, инженер Н. В. Смирнов). Впоследствии они неоднократно перестраивались, к ним добавлялись новые. Так, в 1928 году архитектор И. В. Жолтовский построил здесь котельную. На одном из зданий электростанции, рядом с цифрами "1897" (год постройки), - отметка уровня воды при наводнении, случившемся весной 1908 года.

Дом № 24 построен в 1903 году по проекту архитектора Г. А. Кайзера для чайной фирмы "Петр Боткин и сыновья". Здесь находились правление фирмы, чаеразвесочная и склад. Во дворе этого здания можно увидеть древнее и мало кому известное строение - палаты XVII века. Недавно они отремонтированы и на восточном фасаде восстановлены наиболее древние их части.

Самое видное здание на Раушской набережной - церковь Николы, "что в Заяицкой". Предположительно, тут жили монголы из Заяицкой Орды, которых в Москве звали "заяицкими татарами".

По документам церковь известна с 1625 года, когда она была деревянной; каменное здание построили в 1652 году, по-видимому , не очень удачно - в 1741 году его "за ветхостью" разобрали. В продолжение многих лет (1741-1759) возводили огромное новое здание храма на средства Е. Я. Москвина. Строили архитектор И. Ф. Мичурин и сменивший его Д. В. Ухтомский. Некоторые детали декора остались незавершенными (это заметно на капителях колонн).

Напротив церкви в переулке, который сейчас называется 2-м Раушским, а до 1964 года - Николо-Заяицким, обращает на себя внимание небольшой двухэтажный домик с яркой праздничной отделкой, с наличникам и, характерными для середины XVIII столетия, предназначенный для церковного причта.

Космодамианская набережная, протянувшаяся от Большого Устьинского до Большого Краснохолмс кого моста, названа по церкви Космы и Дамиана, находившейся неподалеку. С 1935 по 1992 год набережная носила имя писателя Максима Горького. По генеральному плану Москвы 1935 года на набережной построили несколько монументальных жилых домов. Дом № 4/22 (корп. Б) сооружен по проекту архитектора М. И. Синявского в 1955 году. Образ здания мощного объема складывается из контрастного сочетания светло-желтой стены и более темных полос терракотовых вставок, на которых изображены голуби в медальонах, звезды, колхозница со злаками и рабочий с отбойным молотком. Растянувшийся вдоль набережной жилой дом № 28-36 - произведение того же архитектора. Центральная часть дома отодвинут а вглубь, а боковые крылья, соединенные с центром высокими башнями, выступают к набережной, образуя парадный двор. Крупная плоскость фасада декорирована лепными вставками, здесь же обозначен год окончания строительства - 1952. В доме жили академики И. М. Франк и И. И. Новиков.

Здание № 24-26 на набережной занимает так называемый Кригс-комиссариат - ведомство, заведовавшее снабжением армии.

Кригс-комиссариат поселился в Садовниках в середине XVIII века, заняв для своих нужд несколько участков, в том числе тот, на котором якобы находился дворец Бирона, чему, однако, нет документальных подтверждений. Известно, что в начале XVIII века у дворцовых садовников Бельских была здесь крупная усадьба с каменными палатами. В 30-50-е годы XVIII столетия усадьбой владели Строгановы, потомки промышленников, прославившихся богатством еще в XVI веке, а от них в 1753 году усадьба перешла в казну и была передана Кригс-комиссариату.

Существующее здание - выдающийся памятник раннего классицизма в России - построено по проекту выходца из Франции Никола Леграна в 1777-1780 годах и считалось одной из московских достопримечательностей. Весьма выразительные угловые башни комиссариата, похожие на крепостные, замыкают речной фасад с центральным портиком.

В Кригс-комиссариате служил отец Пушкина Сергей Львович. Он был зачислен на должность комиссионера 8-го класса в 1802 году и отвечал за один из важнейших отделов - "по денежному отделению, бухгалтерии о деньгах и по казначейству в производстве дел". В этом учреждении Сергей Львович прослужил до 1817 года, воевал в Отечественную войну 1812 года. за службу Отечеству получил награды и чины.

На месте дома № 40/42 (1940-е годы) на Космодамианской набережной проходил Пупышевский переулок и находилась церковь Николы, "что в Пупышах" (построена в 1735 году). Место это называлось урочищем "Пупыши" - возвышенность на низменной поверхности старицы.

Посередине Острова от Балчуга идет длинная Садовническая улица, бывшая главной в слободе Нижние Садовники. Строения №№ 9, 11, 13 по левой стороне принадлежат Мосэнерго, а на правой стороне обращает на себя внимание яркое, праздничное здание Георгиевской церкви, "что в Ендове".

Теперь слово "ендовa" может показаться странным и непонятным, но в старой Москве оно не вызвало бы вопросов: в каждом кабаке, да и во многих домах были "ендовы" (ударение на последнем слоге), чаши с носиком, как правило, медные, в которые обычно наливали пиво. А любители пива прозывались ендовочниками. Нередко можно было слышать: "Ендову на стол, а ворота на запор!" По преданию, Иван Грозный поставил на Балчуге для своих опричников кабак, где, конечно, были ендовы, да и кабак мог так называться. Многие московские местности назывались по кабакам: все знали, где какой кабак находится.

Очень возможно, что церковь Георгия построили здесь еще в начале XVI века. Она упоминается при описании событий Смутного времени, боев ополчения Минина и Пожарского в августе 1612 года. Тогда возле церкви находилось укрепление, "острожец", возведенное, надо думать, для охраны переправы через Москву-реку.

Во дворе церкви в срубе, наполненном камнями, привезенными с Соловецких островов, стоит десятиметровый деревянный "поклонный" крест, освященный 4 февраля 2001 года в честь мучеников, погибших в Соловецких лагерях.

Справа от церковного участка - нарядное красно-белое трехэтажное здание, которое строилось явно с оглядкой на церковь. Автор его - архитектор Д. И. Певницкий использовал такие известные детали русской архитектуры XVII века, как арочки и пучки колонок. Этот дом был выстроен в 1881 году по просьбе священника церкви Георгия в Ендове отца Алексея Белокурова.

Далее по правой стороне расположились доходные дома конца XIX - начала XX века, возведенные по заказу разбогатевших купцов. Дом под № 30 (построен в 1812-1817 годах) купил в 1826 году отпущенный на волю крепостной графа Шереметева Иван Дмитриевич Варыханов, торговавший шорным товаром на Балчуге. В 1860 году здание надстроили третьим этажом, а в 1904 году изменили фасад по проекту архитектора В. В. Шауба. На втором этаже этого дома в 1919 году поселился Г. М. Кржижановский, проживший здесь до кончины в 1959 году. Теперь в его квартире музей. В этом же доме - Музей истории развития Мосэнерго.

Возле старого Большого Устьинского моста участок с восточной стороны подъездной трассы был отведен для толкучего рынка, переведенного сюда с Новой площади в 1899 году. Перед рядами лавок в 1930 году построили выразительное здание (№ 33 по Садовнической улице) в стиле советского конструктивизма по проекту архитектора Б. В. Ефимовича. Обращают на себя внимание упруго выгнутая линия ротонды слева и большие горизонтальные окна. Напротив еще недавно стоял жилой дом того же автора - это был ансамбль зданий в едином стиле.

Дом № 43 (во дворе жилого дома) передвинут с Комиссариатской набережной. Правда, при передвижке и повороте фасадом на Садовническую улицу часть старинных палат утрачена, но все-таки многое удалось спасти и отреставрировать.

Эти палаты впервые обозначены на плане 1796 года как владения купца Аники Иконникова. В 1810 году следующий владелец, тоже купец, Кузьма Баженов, перестроил их, а после пожара 1812 года фасад палат был обновлен. Портик здания довольно оригинален: спаренные колонны, поддерживаю щие арки, между которыми - и это совсем уж необычно - в круглых нишах поставлены женские головки.

Во дворе дома № 51 находится здание 1893 года, построенное для причта церкви Космы и Дамиана, которая стояла напротив, примерно посередине корпуса этого дома по Комиссариатскому переулку. Главный алтарь церкви был освящен в честь Владимирской иконы Богоматери, а придельные - в честь святых Космы и Дамиана и святого Николая. Церковь сломали в 1934 году.

За Комиссариатским переулком - внушительные башни Кригс-комиссариата, фасад которого выходит на набережную. За ним - дом № 55, стоящий на сильно вытянутом в длину участке, достигающем Космодамианской набережной. Обычный жилой дом по Садовнической улице построен в 1898 году (архитектор И. А. Гевенов), но самые интересные строения можно увидеть в глубине участка. К ним лучше всего пройти от Космодамианской набережной. По переписным книгам первой половины XVIII века все владение принадлежало купцу Григорию Бабкину; в дальней части его двора находились каменные палаты XVII века, дошедшие до нашего времени.

Рядом с ними - здание в стиле ампир с полуротондой на северном фасаде (по Космодамианской наб., дом № 26). Это работа известного архитектора-стилизатора В. Д. Адамовича (1915), автора таких значительных произведений, как особняки Второва на Спасопесковской площади и Рябушинского в Петровском парке. Особняк, который вполне заслуживает постановки на государственную охрану, был выстроен для потомственной почетной гражданки Т. П. Прохоровой, владелицы участка.

По линии Садовнической улицы стоят одноэтажные каменные здания (№ 59), арочные ниши которых обрамляют оконные проемы, прерываемые парами пилястр. Это "старый Комиссариат" (1740-1750-е годы).

В конце длинной Садовнической улицы издавна обосновались несколько фабрик и заводов. Так, в начале XIX века на участке № 57 купцы Куманины построили красильню, в 1820-1840-х годах - Прохоровы - суконную фабрику. Последняя в 1860 году перешла к новым владельцам - братьям Александровым, которые завели тут "фабрику армейских верблюжьих сукон", а позднее - при Смирновых - она превратилась в водочный завод. Ныне это завод шампанских вин.

По правой стороне Садовнической улицы обращают на себя внимание фабричные корпуса, занимающие весь квартал от Садовнического переулка до Нижней Краснохолмской улицы. В начале XIX века тут было несколько незначительных владений с деревянными строениями. В 1824 году московский купец Николай Осипов устраивает суконную фабрику, продукцию которой поставляет в казну. Август Шрадер, выходец из немецкого города Бремена, в 1877 году покупает и модернизирует фабрику, приобретает соседние участки и строит несколько новых зданий по проектам архитектора А. К. Боссе. К концу XIX столетия фабрика была одной из самых крупных в Москве, выпускавших шерстяные и полушерстяные ткани. В советское время - это широко известный Краснохолмский камвольный комбинат.

За Нижней Краснохолмской улицей - отрезок Острова, за последнее время полностью изменивший свой облик. На нем выросли современные строения комплекса "Красные Холмы", в который входят офисные помещения, гостиница и Московский международный дом музыки - цилиндрическое здание из стекла и металла, эффектно освещаемое в темное время суток. Дом музыки, заложенный в сентябре 2000 года, был открыт уже 26 декабря 2002-го. В нем несколько залов, главный - Светлановский, на 1734 места, назван по фамилии известного дирижера Евгения Федоровича Светланова; в зале размещен самый большой в России орган. Есть еще два зала: Театральный - на 530 мест и Камерный - на 573 места. Авторы проекта - архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаврилова, С. Гнедовский и инженеры С. Белов и И. Кузнецова.

С первых дней существования Московский международный дом музыки стал одним из ведущих музыкальных центров столицы.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «По Москве исторической»