Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КОСМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Доктор технических наук В. ЛЕБЕДЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, директор Научного геоинформационного центра РАН.

Вехи истории человечества известны каждому со школьной скамьи - каменный век, железный, век великих географических открытий... Наше время называют веком космическим. Прошли годы героической работы, настало время будничных дел - изучения Земли из космоса. И среди множества научных направлений появляется новое - космическая география. Взгляд из космоса вдохнул жизнь в географию, казалось бы уже вычерпанную до дна область знания.

Появилась возможность увидеть Землю со стороны, охватить взором огромные пространства. Этот взгляд дал целостное представление о ней как о планете, где водная поверхность - единый океан с большими и малыми водоемами на суше, разделенной водой на континенты и острова. Все остальные названия условны: их придумал человек по мере географических открытий и государственного деления. Человек увидел жизнь планеты с цивилизацией едино. И это не просто новый ракурс. Это иная точка отсчета - осознание взаимосвязей всего в целом. Эту географию - космическую - изучать по глобусу и контурным картам уже нельзя. Сегодня накоплен огромный объем материалов космической съемки на временном интервале, измеряемом десятками лет, и в разное время года, с разных высот, при разных условиях освещенности. Материала вполне достаточно, чтобы выстроить современную географию из панорам реального "глобуса" вращающейся Земли, где совершенно по-другому выглядят проливы, океаны, моря, острова, горы и пустыни, знакомые и малоузнаваемые при переносе взгляда с карты на виды планеты с высоты орбитального полета. Наблюдая Землю из космоса, мы идем в познании ее географии и проблем через интерес к ней, вначале в узнаваемом, обращая свой взгляд к местам, которые тебе близки, где ты родился, живешь, бывал или что-то связано с ними. Стараемся увидеть и понять особенности своей страны. И только затем, после двух-трех месяцев полета, разобравшись в космической географии и научившись ее читать, пытаемся разобраться, используя возможности современной техники, в природных процессах, геологическом строении, изменениях ландшафта, загрязнении природы, развитии стихийных бедствий. И такая возможность посмотреть на Землю со стороны сегодня есть не только у космонавтов, ведь человек уже давно и долго обживает космос, однако в школах продолжают изучать Землю и ее географию только по картам, не используя видеоматериал фото- и киносъемок с результатами их тематической обработки: выявлением геологических структур, рельефа, границ разных типов поверхности, характера ландшафта, снежного покрова и т. д. Это просто варварство по отношению к богатейшим архивным материалам из космоса, которыми располагает страна, и наше невежество - не пользоваться ими гораздо шире. Получается парадокс: по телевидению мы видим мир реальный, а изучаем его по карте, поэтому она не так интересна и не запоминается. А как можно обойтись без современной географии, без науки о своем большом доме? Нельзя без географической культуры формировать мировоззрение, видеть перспективу экономики, политики, общественных отношений, если ты собственный дом не представляешь в целом, изучая его частями. Не говоря уже о сложных связях разных слоев ноосферы - биосферы, атмосферы, гидросферы.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Люди могут быть высокообразованными в своей области, но когда, бывает, их спросишь о любом месте на Земле, например, где Магелланов пролив, остров Тасмания, где находится то или иное море или даже ненароком спросишь: "А сколько континентов на земном шаре?" - то многие нередко теряются, и даже в крупных представлениях плохо ориентируются.

В космической географии на видеосюжеты можно увлекательно наложить исторический материал, давая сведения о мореплавателях, землепроходцах, их маршрутах и открытиях, о том, как произошли названия проливов, островов, морей и разных уголков Земли, о происхождении тех или иных природных образований, пустынь, вулканов, ледников, природных явлений: циклонов, песчаных бурь, полярных сияний. Такая география с привязкой к реальной картине мира в красках, динамике событий и явлений, вместе со знаниями наук о Земле запомнится на всю жизнь, и сознание будет развиваться в представлениях о всей планете, а не только в пределах одного государства или места проживания.

Мечтаю, когда в школах страны будет идти урок космической географии, и уже создал для него фильм. Основная идея - все в природе находится во взаимосвязи: облака, суша, ландшафт и так далее, и только изучая их закономерности, можно в полной мере познавать Землю. Также и народы, их культуры, традиции необходимо рассматривать в единстве цивилизации, изучать их связи друг с другом. Это путь объединения помыслов, а не размежевания на индивидуалистические позиции, исходящие из того, что можно благополучие создать и мир сохранить в одной или нескольких отдельно взятых странах, подчас за счет других.

Здесь понимаешь, что надо вновь учить географию, но живую, в сложной мозаике ландшафта, узорах рисунков горных пород, поверхности морей, океанов со множеством сочетаний цвета, оттенков красок, вызываемых Солнцем на Земле и в ее атмосфере. Это удивительная география, когда ощущаешь себя частью мира, который наблюдаешь, узнаешь его через иное видение и мироощущение.

Поражает, когда над огромной сферой земного шара видишь тонкий слой голубизны атмосферы, который обеспечивает нам жизнь. Представьте для наглядности метровый глобус, опоясанный голубой нитью в несколько миллиметров, и сразу станет понятна хрупкость жизни на Земле. Тут задумаешься: если мы не будем все вместе беречь этот слой, то разрушить его несложно. Человечеству это по силам, если будем жить каждый сам по себе и кто во что горазд.

Земля - живое существо, это оазис во Вселенной и пока единственный, насколько нам известно. Она дышит, и у нее есть свои легкие, которые можно увидеть только из космоса в виде бескрайних лесов Сибири и Амазонии, увидеть реки, озера, моря.

Кроме этого, сам по себе вид Земли из космоса оказывает сильное эстетическое воздействие. Это настолько затягивает и гипнотизирует, что все невзгоды уходят в сторону, наступает душевное облегчение, и воздействие только усиливается с глубиной понимания наблюдаемой картины.

Когда смотришь из космоса, то видишь, что все в природе не случайно, а живет и развивается по своим законам. Например, вдруг замечаешь, что облачность - это не бесформенные массы облаков, она имеет рисунок, и над каждым районом земного шара - свой, особый. И наконец, ты открываешь для себя, что облачность - это карта и по ее рисунку можно определять даже место на земном шаре, над которым летишь. Начинаешь понимать, что облачные образования являются отражением чего-то.

Спросите сегодня любого человека, как выглядит океан сверху, и он ответит: огромная водная поверхность и все. Оказывается, когда смотришь на поверхность Мирового океана из космоса, то видишь мозаику в сплетении узоров, разных по рисунку и цвету, структуру и даже рельеф. Это тоже карта, которая от положения Солнца в разное время года меняется в зависимости от прозрачности воды, солености, взвесей, от сложных процессов, которые происходят в океане. И это карта не только процессов, происходящих в океане, но и состояния поверхности воды, температуры, течений, которые копируются даже в рисунке ледяных полей. Океан формирует свою облачность соответствующей структуры, протяженности и мощности, со своей композицией орнаментов в сплетении узоров. И везде она разная.

Когда смотришь на земной шар и видишь на двух его полушариях изменение окраски ландшафта, одновременно осеннего с весенним, зимнего с летним, охватывая их взором благодаря уникальной возможности перемещаться вокруг Земли с космической скоростью и объединив их в пространстве и времени длительным полетом, вдруг начинаешь замечать, что это тоже карта и необходимо учиться ее читать, тогда, может быть, не придется спешить с бурением, чтобы заглянуть внутрь Земли.

Для этого надо понять закономерности изменения растительного покрова, его сезонной окраски, с учетом климатических условий, от типа поверхности, геологии. Тогда можно научиться выявлять и оконтуривать новые образования и выходить на структуры, аналогичные разведанным месторождениям полезных ископаемых, нефти и газа, совершенствовать перспективу их поиска.

Космическая география по-другому высвечивает и экологию планеты. С борта корабля хорошо видно, что дымящаяся труба не собственность того или иного завода или государства. Человек выезжает отдохнуть на дачу за 20-40 км от города, оценивая состояние природы расстоянием. Это глубокое заблуждение. Оказывается, все это может быть накрыто шлейфом из труб промышленных гигантов и вокруг тебя невидимый смог.

У нас многие руководители, директора заводов так мыслят не потому, что они плохие. Ну что особенного, думают они, если мой один завод дымит? Ну что особенного, считает капитан, проводя промывку танкера в океане, - ведь океан огромен. Но след небольшой белой полосы - нефтяной пленки - расплывается на десятки километров по поверхности огромного океана. Когда во время полета смотришь, как таких пятен-полос становится все больше и больше, то понимаешь, что океан не безграничен. Сегодня водная гладь любого мирового порта бликует в лучах Солнца, как копировальная бумага.

Если бы директору завода или капитану танкера с орбиты показать плоды их деятельности, я не сомневаюсь, в следующий раз кольнуло бы - промывать танкер в океане или нет.

Экологические проблемы могут быть большие или маленькие и даже локальные, но они все равно связываются в единую проблему нашего обитания в гармонии с природой. Такие, например, проблемы, как война Кувейта с Ираком. Смотришь на пожары нефтяных скважин маленькой страны и видишь, как пожары отдельных очагов, соединяясь, превращаются в огромное пожарище, шлейф которого, распространяясь, принадлежит уже не Кувейту и не Ираку. Замкнуть его, ограничив собственностью тех, у кого беда, никакими границами нельзя, ничем его не локализуешь. Это беда общая и "расплывается", накрывая другие государства и другие народы. В конечном счете это проблема Земли.

Недостаточное понимание истинных причин процессов в природе приводит нередко к поспешным научным выводам, замешанным на политике. Нам говорят: озоновый слой разрушается. Еще однозначно неизвестно отчего. Одни заявляют - за счет выбрасываемого в атмосферу фреона и накопления его там, другие считают, что это происходит за счет разрывных процессов в земной коре и повышения активности вулканов.

Также не совсем понятна природа климатической и тектонической цикличности, результатом которой является, например, изменение уровня воды в Каспии. До 1977 года уровень понижался, а сейчас, в связи с подъемом воды в нем на 2,5 метра, уже возникла другая опасность - затопление сложившейся инфраструктуры вдоль ранее обезвоженного побережья. Поделив территорию Земли государственными и административными границами, мы тем самым разбили природные комплексы по ответственности за культуру хозяйствования. А проблемы таких природных образований, как Каспий, Арал, Великие озера, Байкал, нельзя рассматривать раздельно. Земля - единый организм.

Через знания космической географии человек должен прозреть и увидеть, что нельзя в своих деяниях изолироваться друг от друга.

Прошло много времени прежде, чем люди разных стран, религий, культур осознали себя как единое человечество. Взгляд из космоса - это уже взгляд, устремленный за пределы планеты одного народа, одной Земли, который должен привести всех нас к стиранию сложившихся веками границ.

См. в номере на ту же тему

А. ОСТАШЕВ - Наука, родившаяся на орбите.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Раздумья ученого»

Детальное описание иллюстрации

Аэрокосмические наблюдения дают возможность следить за динамикой географических объектов. На приведенных картах показано состояние природной среды побережья Каспия между дельтой Волги и Уралом для двух фаз колебания уровня моря: 1977 г. - максимальное понижение уровня моря (вверху); 1992 г. - подъем воды примерно на 2,5 м. На картах отражено состояние главных компонентов ландшафта за пятнадцать лет наблюдений (рельеф, растительность, уровень воды и другие показатели).