МАШИНА ВРЕМЕНИ, ШКОЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "Bild der Wissenschaft", "PM Magazin" и "Psychologie Heute" (Германия), "Зa m'interesse", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

И учебные пособия, и мебель, и одежда, и прически учеников полвека назад были совсем другими, чем сейчас.

Любопытный эксперимент провел один из английских телеканалов: он послал целый школьный класс в прошлое, в 1954 год.

Тридцать девочек и мальчиков в возрасте 16 лет, лучших учеников, отобранных из разных школ, изолировали на четыре недели в здании интерната и погрузили в школьную действительность полувековой давности. У них отобрали современную одежду и обувь, электронные игрушки, плееры и прочие атрибуты современности. Не разрешалось брать с собой современную еду и предметы туалета. Учебный план и стиль преподавания в точности соответствовали 50-м годам прошлого века, за одним исключением: к ученикам не применялись физические наказания. Впрочем, многим посетителям сайта этой передачи (http://www.channel4.com), учившимся в 50-е годы, это изъятие показалось необоснованным. Самыми тяжелыми наказаниями, заимствованными из старой школы, были холодный душ, стояние с тяжелыми гантелями в вытянутых руках и отправка ученика домой на несколько дней.

Для современных школьников реальности школы пятидесятилетней давности оказались шокирующими. Жесткие правила касались поведения в классе, в школьной столовой, в свободное время и даже во время ночного сна. За нарушения строго наказывали. Не было никакой возможности уклониться от требований дисциплины. Между детьми разного пола надо было поддерживать расстояние не меньше 25 сантиметров. Учителя никогда не хвалили никого "авансом", для поддержания самооценки, как это по требованиям современной педагогики сплошь и рядом делают сейчас. Похвалы и одобрения со стороны учителя считались редкостью. Непривычной была даже пища в столовой, изготовленная в полном соответствии с рецептами 50-х годов, без современных вкусовых добавок: она казалась детям слишком пресной, неаппетитной.

Отсутствовали всяческие современные наглядные пособия, не говоря уж о компьютерах и телевизорах. Столы заменили партами. Все преподавание было построено на учительских лекциях, письменных контрольных и фронтальных опросах. На уроках иностранного языка вместо того, чтобы учить живому общению, требовали бессмысленного зазубривания грамматических правил, глагольных форм и падежей существительных.

Так как важной задачей школы полвека назад считалась выработка силы воли и характера, программа была насыщена уроками физкультуры. Сначала современным детям с их слабой физической формой пришлось тяжеловато, но, втянувшись, они стали находить удовольствие в регулярных физических упражнениях.

Перестройка на полвека назад давалась мальчикам и девочкам с трудом. Даже те участники эксперимента, у кого были отличные оценки по поведению, то и дело нарушали дисциплину. Дети привыкли быть с учителями почти на равных, вольно общаться с ними, а тут пришлось восстанавливать авторитет учителя. Одна девочка даже не выдержала строгих порядков и вышла из эксперимента раньше времени. Как выяснилось из разговоров с детьми, они привыкли, что в современной школе нарушения дисциплины чаще всего остаются безнаказанными.

Первые контрольные и зачеты путешественники во времени сдали очень плохо, хотя все они были в своих современных учебных заведениях лучшими учениками. Зачет по французскому сдали только трое из тридцати, а 19 школьников получили "нули". Первые контрольные по математике с успехом выдержали только трое. Для подопытных школьников было необычно то, что учителя добивались реального понимания предмета, а не среднего допустимого правилами количества ошибок в ответах. Один из школьников признался: "Сегодня я из лучших учеников в своем классе, а полвека назад я был бы в отстающих". Но со временем некоторые дети приспособились к новым требованиям и добились прогресса. Однако заключительные экзамены с вопросами, взятыми из прошлого века, оказались настоящим провалом для класса. Успешно сдали испытания по всем предметам только семеро из тридцати отличников нашего времени. Половина провалилась по одной или нескольким дисциплинам. Результаты по английскому языку и литературе были неважными, а по математике, географии и истории просто катастрофическими. По последним двум предметам экзаменующимся не хватало знания фактов.

Непривычным оказалось и проведение свободного времени. Отпали такие развлечения, как болтовня или обмен СМС по сотовому телефону, Интернет, компьютерные игры, телевидение, алкоголь, хождение по магазинам (некоторые школьники указали в анкетах в качестве хобби "шопинг"). Но девочки быстро перестроились и вернулись к таким "устаревшим" занятиям, как вязание и вышивка.

Любопытно, что многие шестнадцатилетние, как выяснилось, тяготились своим современным равенством или почти равенством со взрослыми. Они были рады вернуться к чисто детским удовольствиям, перестать испытывать на себе давление СМИ, моды и рекламы.

Представления о праве школьника на частную жизнь полвека назад отсутствовали. Регулярно проводились обыски личных вещей, воспитательницы могли врываться в спальни ночью, чтобы проверить, все ли спят, как положено, с руками, лежащими на одеяле.

Через два месяца после окончания эксперимента его участников опросили: Изменил ли вас полученный опыт? Чему вы научились? Что вам показалось в старой школе лучше, а что хуже, чем в теперешней?

Вот некоторые ответы. Без дорогой одежды от лучших "взрослых" фирм, без ювелирных украшений и косметики (для девочек) многие шестнадцатилетние почувствовали себя десятилетними детьми. С ненавистью вспоминали классную даму, от которой ожидали, что она станет второй матерью, а она оказалась чем-то вроде фельдфебеля. Как ни странно, выговоры за плохое поведение или леность перед всем классом показались многим не унижением, а стимулом: больше я не захочу пережить такое, поэтому стану стараться. Но многие ученики, привыкшие к современному стилю воспитания, воспринимали любую критику как личное оскорбление. Некоторые научились быть благодарными за малейшее поощрение со стороны учителя.

Все подопытные школьники признали, что за месяц узнали гораздо больше, чем в современной школе за такое же время. И еще один вывод оказался общим для всех: в XXI веке все же живется значительно лучше.

Учителей, участвовавших в эксперименте, к сожалению, не спросили, когда легче было преподавателям - в наше время или в 1954 году. Но известно, что сейчас в Англии треть молодых учителей уходит из профессии, проработав в школе три года. Одной из основных причин 45 процентов ушедших называют возмутительное поведение детей и их нежелание учиться.

Сейчас тот же канал проводит эксперимент с переносом детей в 1965 год. Тогда в Англии, как и у нас, упор делался на трудовое воспитание: мальчиков учили ремонтировать автомобиль, а девочек - вести домашнее хозяйство.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее