Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Кандидат технических наук И. СКЛЯРОВ.

Всем ясно, что окружающую нас среду надо лечить, но прежде, чем лечить, следует все же поставить диагноз: надо точно знать, что содержится в воздухе, в каком количестве и откуда появилось.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Но если на первые два вопроса ответить достаточно просто, то на последний - куда сложнее.

Десятками тонн выбрасывают трубы самых разных предприятий в атмосферу сероводород и сероуглерод, диоксид серы и серную кислоту, фенол, формальдегид, оксид и диоксид азота, бензопирен, хлор, растворимые сульфаты. И конечно же - пыль. Перечень этот далеко не полон: он содержит лишь то, что подлежит "штатному" измерению и контролю методами оперативного химического анализа.

Методика замеров обычно сводится к следующему: порцию исследуемого воздуха прокачивают через пробирки с растворами и сорбционные трубки. Каждое из содержащихся в них химических веществ чувствительно к какой-либо из ядовитых "добавок" и при реакции с ней меняет в той или иной степени свой цвет.

Подобный анализ несложен и может выполняться непосредственно на месте, но пробы воздуха для него обычно берут вблизи земли. Поэтому и не удается узнать, какое именно из предприятий и в какой мере отравляет воздух. Ведь трубы-то выбрасывают производственную гарь высоко-высоко в атмосферу, а затем все разносится ветрами на многие километры окрест и только там оседает на землю.

Как же взять пробу воздуха у самой верхушки трубы высотою метров в 100, а то и больше? Самолет проскочит мимо трубы за доли секунды. Вертолет может зависнуть недалеко от трубы, но, конечно, не в трех метрах от нее. При этом, однако, он перемешает своим винтом весь воздух, а мощный двигатель вертолета добавит в атмосферу собственный выхлоп.

И все-таки можно провести необходимое расследование "на должной высоте" - при помощи малоразмерного летательного аппарата (МЛА), разработанного сотрудниками Московского авиационного института В. Г. Данилюком и Л. В. Кулаковым. Аппарат представляет собой радиоуправляемую модель размером 1,5 - 2 метра, у которой все, как у обычного самолета: и крыло, и фюзеляж, и оперение, и пропеллер, и двигатель. А кроме того - смонтированный в носовой части съемный контейнер с комплектом пробоотборников и фильтров, а также кассета с реактивами. Поступающий в этот контейнер воздух прокачивать не приходится: в пробирки с реактивами он попадает сам - от набегающего потока.

Винт у малоразмерного летательного аппарата - толкающий, благодаря чему воздух перед пробоотборником не перемешивается. Никак не влияют на результаты измерения и продукты сгорания двигательного топлива: они выбрасываются позади контейнера и в пробоотборник не попадают. Да и сами эти продукты сгорания экологичес ки нейтральны, поскольку топливом здесь - так же, как и в обычных авиамоделях - служит смесь этилового спирта с касторовым маслом.

Запустить аппарат можно прямо с руки, а управляется он с земли по радио. Ведут его при этом по специально разработанному маршруту - "змейкой": вправо и влево, пересекая поперек шлейф загрязненного воздуха и забираясь на все большую высоту. Скорость аппарата при этом невелика и не создает крупных вихрей, а при необходимости он способен и совсем медленно дрейфовать, почти зависая на одном месте.

МЛА легко собирается и разбирается и в разобранном виде может упаковываться в метровой длины коробку. Общий его вес вместе с этой коробкой - не более 20 кг.

Для точного определения местоположения аппарата в воздухе его на каждом проходе фотографируют с земли. Одновременно - установленным на борту МЛА фотоаппаратом - ведется съемка находящегося внизу пейзажа. Сопоставляя эти снимки, определяют высоту полета аппарата и проекцию его траектории, по которым можно узнать точное пространственное положение аппарата при отборе воздуха.

При проведении испытаний первых МЛА-контролеров на территории Калининградской области оказалось, что они приносят неприятности не всем руководителям предприятий: некоторых, напротив, спасают. Удалось, например, реабилитировать Калинин-градский целлюлозно-бумажный комбинат, который обвинялся в серьезном загрязнении атмосферы: выяснилось, что основную массу загрязняющих веществ приносят ветры из Польши.

Вообще оказалось, что предприятия нередко травят не столько себя, сколько соседей. Дело в том, что загрязняющие вещества неравномерно распределяются на разном удалении от источника загрязнения. Тяжелые фракции (хлор, сероводород) опускаются на землю относительно быстро, а легкие фракции и горячие газы труб ТЭЦ распространяют ся высоко над землей и выпадают на значительном - до 1000 км - расстоянии от источника. И устанавливая на предприятии особенно высокие трубы, мы не спасаемся этим от загрязнений, а лишь перебрасываем их на соседей. Общая степень загрязнения нашей общей воздушной среды при этом не меняется.

Лишь тесное международное сотрудничество в этой области может спасти людей от самоудушения. И в какой-то мере могут в этом помочь малоразмерные летательные аппараты.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»