Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

АХ, БЕНЕФИС, БЕНЕФИС!

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

С первых же уроков древней игры мы познаем непреложную истину, что надо как можно скорее развивать все фигуры, а при реализации стратегического плана стараться организовать игру так, чтобы в ней участвовало как можно больше наличных сил. Однако порой случается, что решающую роль в достижении цели приходится играть одному участнику шахматной драмы, который как бы празднует свой бенефис.

Вспомним окончание знаменитой партии из Московского турнира 1925 года, когда ничего не подозревающий экс-чемпион мира угодил в коварную ловушку.

№ 1. Торре-Ласкер

(Москва, 1925)

(Иллюстрация 1)

Ход белых

Казалось бы, связка слона по пятой линии сковывает атакующие возможности белых, но следует удар "пикадора" 1.Cf6! Ф:h5, после чего арену целиком захватывает матадор-ладья: 2.Л:g7+ Kph8 3.Л:f7+ Kpg8 4.Лg7+ Kph8 5.Л:b7+ Kpg8 6.Лg7+ Kph8 7.Лg5+ Kph7 8.Л:h5, и все кончено. Эта комбинация получила название "мельницы " - ладья, как жернова, перемалывает четыре фигуры черных.

Конечно, в практической партии случаи подобного "бенефиса" довольно редки, потому что шахматист ищет успех в координированных действиях всех фигур. Но в композиции акцент на действия одной фигуры-бенефицианта очень популярен и запоминается надолго, получая порой даже специальные названия.

Начнем наш парад, естественно, с главной фигуры - Его величества.

№ 2. К. Коккелькорн

Й.Котц (1 поч. отзыв

"Palamede", 1865)

(Иллюстрация 2)

Мат в 5 ходов

Анализ позиции показывает, что черные могут двигаться лишь слоном, ведь одна ладья связана, другая прикована к защите клеток с3 и f2, а конь сторожит поле f3. Но аналогично "стреножены" и белые фигуры: слон связывает ладью, ферзь контролирует три клетки, конь d1 караулит ладью, а конь е6 приглядывает за черным королем. И лишь белый монарх относительно свободен, но лишь на вертикали h. Где же путь к победе? Оказывается, он заключается в прокладке пути для ферзевого мата с поля h7 - 1.Kph5! Ca2 2.Kph6 Cc4 3.Kph7 Cb5 4.Kph8 C:c6, и как раз вовремя 5.Фh7x.

Этот занятный марш по вертикали получил девиз "Подъем на Эверест!".

Очевидно, что чаще всего бенефис отмечает шахматная любимица - королева. В следующей задаче она тонко маневрирует по диагонали, нарушая координацию придворных черного властелина.

№ 3. Г. Бинкер

(Приз, "Die Schwalbe", 1930)

(Иллюстрация 3)

Мат в 4 хода

1.Фb1! - 2.Фb7x 1...Cb2! (1...Лb3 2.Ф:b3+ Kpe4 3.K:d4+) 2.Фh7! - 3.Фb7x, 2...Лb3. Обе черные фигуры перешли через так называемое критическое поле с3, после чего можно вызвать их взаимное перекрытие: 3.Фc2! - 4.Фс6x, 3...Лс3 4.Фf5x, 3...Cc3 4.Ф:g2x. Впервые аналогичный замысел при движении ферзя по горизонтали был представлен в 1911 году авторами задачи № 2, которые, учитывая геометрию всех движений ферзя, предпослали задаче девиз "Die Schwalbe" (ласточка ). Он затем стал названием немецкого журнала по композиции, выходящего с 1924 года.

№ 4. Р. Кола

("Themes-64", 1984)

(Иллюстрация 4)

Мат в 5 ходов

А в этой задаче примечательны сольные выступления черного ферзя, которому предстоит побывать и в других углах доски.

Ошибочно 1.Лg2? Ф:g2 2.Ch4 f6! 1.Лh2 Фa1! 2.Лg2 (2.Ch4? Фc3+!) 2...Фh8 3.Лa2 Фh1 4.Ch4 Фa8 5.Л:a8x.

Один московский любитель композиции образно назвал такой маршрут ферзя "пулеметчиком " по аналогии с крест-накрест расположенной пулеметной лентой, которую надевали на своих героев кинорежиссеры прошлых лет.

Ну, а теперь бенефис отмечает ладья.

№ 5 Л. Лошинский

(1 место, II чемпионат СССР, 1947)

(Иллюстрация 5)

Мат в 3 хода

После 1.Фb1! создается угроза 2.Kh5+ Kp:e4 3.Лe3x, парировать которую может любое отступление черной ладьи d4: 1...Лd5 2.Лd4! - 3.Kh5x, 2...Л:g3 3.edx, 1...Лd6 2.Лd5! Л:g3 3.C:e5x, 1...Лd7 2.Лd6! Л:g3 3.Лf6x - ладьи, словно связанные магнитными силовыми линиями, вместе перемещаются по вертикали, а потом - также по горизонтали: 1...Лс4 2.Лс3 Л:g3 3.fgx, 1...Лb4 2.Лb3!, 1...Лa4 2.Лa3! Замысел украшен и седьмой дуэлью ладей - 1...Л:e4 2.Лf3+! gf 3.Ф:e4x.

Эта одна из лучших задач в истории композиции, и, конечно, такое преследование фигур не обошлось без своего термина - темы магнита.

№ 6. Й. Фритз

(1 поч. отзыв "Шахматы в СССР", 1951)

(Иллюстрация 6)

Выигрыш

1.Се1+ Kpf4 2.Лh4+ Kpf5 3.Л:e4 cb 4.Cb1 Лa1, и начинается соло белой ладьи, которому "аккомпанирует" черный король - 5.Ле5+ Kpf6 6.Лf5+ Kpg6 (6...Kpe6 7.Лf6+ Kpe7 8.Cb4+) 7.Лf6+ Kpg7 (7...Kpg5 8.Cd2+) 8.Лg6+ Kph7 9.Лg7+ Kph8 10.Лh7+ Kpg8 11.Лh8+! Kp:h8 12.Cc3+.

Такой маршрут фигуры называется "лесенка " или "эскалатор ". В этом этюде он остроумно мотивирован почти на пустой доске.

Вот и пришла очередь слонов.

№ 7. М. Либуркин

(1 поч. отзыв МК
М. Чигорина, 1949)

(Иллюстрация 7)

Выигрыш

1.Kpe2! flФ+2.Kp:f1 gh. Если бы не ладья, находящаяся под ударом, белые могли бы задержать пешку. Начинается этюдная часть борьбы, в которой чудеса самопожертвования проявляет слон: 3.Cb7+! Kpd7! (3...Kpc7 4.Ca5+ Kp:b7 5.Лh3) 4.Cc8+! Kpe8 (4...Kp:c8 5.Лa8+ Kpb7 6.Лh8) 5.Cd7+! Kpf7 (5...Kpe7 6.Cf6+ Kp:f6 7.Лh3) 6.Ce8+! Kpg8 7.Cf7+ Kph7 (7...Kp:f7 8.Лa7+ Kpg6 9.Kpg2) 8.Cg8+! Kpg6, и завершает своеобразную "змейку" от одного края доски до другого 9.Ch7+! Kph6 10.Cd2+ e3 11.C:e3+ Kp:h7 12.Лa7+ Kpg6 13.Kpg2.

№ 8. Т. Нисль

("Akad. Monatsheft for Schaсh", 1910)

(Иллюстрация 8)

Мат в 6 ходов

А здесь белые обыгрывают партнера, как очень искусный боксер в весе "мухи".

1.Ch4 Лd1 2.Cg3 Лc1 3.Cf4 Лc2 4.Cg5! Слон, прокружившись вокруг своего напарника, вернулся на место. Черная ладья не в силах контролировать две узловые клетки d2 и d8.

№ 9. Ш. Шнайдер

(1 приз, "Deutsche Schachzeitung", 1956)

(Иллюстрация 9)

Мат в 10 ходов

Преждевременно 1.f5+? Kp:e5 2.f4+ из-за 2...gf со взятием на проходе. Приходится слону с2 отправляться в кругосветное путешествие, чтобы с темпом забрать мешающую пешку: 1.Ca4! Kpf5 2.Cd7+ Kpe4 3.Ce8! (3.C:g4? h1Ф!) 3...Kpf5 4.Cg6+ Kpe6 5.Ch5! Kpf5 6.C:g4+ Kpe4. Сейчас слон мог бы повторить пройденный путь в обратном направлении, но гораздо быстрее 7.Cd1! Kpf5 8.Cc2+. Слон, совершив почетный "круг", вернулся на место и проходит главный план 8...Kpe6 9.f5+ Kp:e5 10.f4x! Довольно сложный замысел выполнен виртуозно!

№ 10. М. Либуркин

(4 приз, "Шахматы в СССР", 1938-1)

(Иллюстрация 10)

Выигрыш

Очевидно, что белые не могут сразу забрать слона, поэтому они пытаются привлечь черного короля на невыгодное поле. С ролью приманки блестяще справляется белый конь: 1.Kd4+ Kpc3 2.Kb5+ Kpc4 3.Kd6+ Kpc5 4.Kb7+! Kpc6 5.Kd8+ Kpc7! 6.Ke6+ Kpd7! 7.Kf8+! Kpe7 8.Kg6+ Kpf7 9.Kh8+! Kpg7. "Мавр сделал свое дело", и на сцену вступают другие действующие лица 10.Л:e1 Kp:h8 11.Лh1 g3 12.Kpe3 Kpg7 13.Kpf4 g2 14.Лg1 Kf1 15.Л:g2+ Kp- 16.Лf2, и черный конь пойман. Снова все действо разыграно с потрясающим мастерством.

№ 11. Г. Риндер

(1 приз, "Deutsche Schachblatter", 1966)

(Иллюстрация 11)

Мат в 10 ходов

Главный план 1.Kf6? - 2.Kh5x отражается простым 1...ef! Следовательно, надо забрать мешающую пешку. 1.Kh4! Kpe5 2.Kg6+ Kpd4 3.K:e7 Kpe5. Сейчас вернуться назад 4.Kg6+? Kpd4 5.Kh4 нельзя из-за 5...Kd2. Приходится неутомимому коню возвращаться назад с другой стороны: 4.Kc6+! Kpf4 5.Kb4 Kpe5 6.Kd3+ Kpd4 7.Ke1 (7...Kd2 8.c3+ Kpe5 9.Kd3x) 7...Kpe5 8.Kf3+ Kpf4, и возникает исходная позиция, но уже без пешки е7, поэтому 9.Kf6 Kg3 10.Kd5x, 9...Kpg3 10.Kh5x. Если 5...Kf2, то 6.Kd5+ Kpe5 7.K:f2+ Kpd4 8.Лe4+! Kpc5 9.Kd3x.

И многократная яркая игра одной пешки является сюжетом многих задач.

№ 12. А. Кремер

("Die Welt", 1950)

(Иллюстрация 12)

Мат в 5 ходов

При взгляде на начальную позицию фантастическим было бы предположение, что черный король получит мат с самой удаленной от него клетки а8! Но это именно так: 1.e4! - 2.Ke2 - 3.Kg3x, 1...ed 2.ed - 3.Ke4, 2...dc 3.dc - 4.Cd5x, 3...ab 4.cb bc 5.baФx.

Такой форсированный марш пешки с исходного подя до клетки превращения (известный с 1840 года по задаче Лабурдонне, одного из сильнейших шахматистов Европы того времени) получил название "эксцель сиора" ("Все выше") по заголовку известного стихотворения Лонгфелло.

№ 13. Я. Владимиров

(Публикуется впервые)

(Иллюстрация 13)

Мат в 3 хода

1.ed? - 2.e6+ Kp:d6 3.d8Фx, - 1...Kd4 2.Фe4+ Kpe6 3.d8Kx, 1...Kf8 2.d8K! K:d6 3.Cc6x, 1...Cd4 2.d8Ф C:e5 3.Фa8x, 1...C:b6! Надо попытаться проделать то же самое, но на поле е8: 1.e7! - 2.Фe4+ Kpe6 3.e8Фx, 1...Kf6 2.ef+ Kp:d6 3.e8Kx, 1...Kg5 2.e8K! Kh7 3.e6x, 1...C:d6 2.e8Ф Kg5 3.Фa8x.

И по традиции две задачи для самостоятельного решения.

№ 14. Г. Хиткот

(1905)

(Иллюстрация 14)

Мат в 2 хода

№ 15. В. Йоргенсен

("Paralle'le 50", 1948)

(Иллюстрация 15)

Мат в 3 хода


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»