Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

АХ, БЕНЕФИС, БЕНЕФИС!

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.
Илл. 11.
Илл. 12.
Илл. 13.
Илл. 14.
Илл. 15.

С первых же уроков древней игры мы познаем непреложную истину, что надо как можно скорее развивать все фигуры, а при реализации стратегического плана стараться организовать игру так, чтобы в ней участвовало как можно больше наличных сил. Однако порой случается, что решающую роль в достижении цели приходится играть одному участнику шахматной драмы, который как бы празднует свой бенефис.

Вспомним окончание знаменитой партии из Московского турнира 1925 года, когда ничего не подозревающий экс-чемпион мира угодил в коварную ловушку.

№ 1. Торре-Ласкер

(Москва, 1925)

(Иллюстрация 1)

Ход белых

Казалось бы, связка слона по пятой линии сковывает атакующие возможности белых, но следует удар "пикадора" 1.Cf6! Ф:h5, после чего арену целиком захватывает матадор-ладья: 2.Л:g7+ Kph8 3.Л:f7+ Kpg8 4.Лg7+ Kph8 5.Л:b7+ Kpg8 6.Лg7+ Kph8 7.Лg5+ Kph7 8.Л:h5, и все кончено. Эта комбинация получила название "мельницы " - ладья, как жернова, перемалывает четыре фигуры черных.

Конечно, в практической партии случаи подобного "бенефиса" довольно редки, потому что шахматист ищет успех в координированных действиях всех фигур. Но в композиции акцент на действия одной фигуры-бенефицианта очень популярен и запоминается надолго, получая порой даже специальные названия.

Начнем наш парад, естественно, с главной фигуры - Его величества.

№ 2. К. Коккелькорн

Й.Котц (1 поч. отзыв

"Palamede", 1865)

(Иллюстрация 2)

Мат в 5 ходов

Анализ позиции показывает, что черные могут двигаться лишь слоном, ведь одна ладья связана, другая прикована к защите клеток с3 и f2, а конь сторожит поле f3. Но аналогично "стреножены" и белые фигуры: слон связывает ладью, ферзь контролирует три клетки, конь d1 караулит ладью, а конь е6 приглядывает за черным королем. И лишь белый монарх относительно свободен, но лишь на вертикали h. Где же путь к победе? Оказывается, он заключается в прокладке пути для ферзевого мата с поля h7 - 1.Kph5! Ca2 2.Kph6 Cc4 3.Kph7 Cb5 4.Kph8 C:c6, и как раз вовремя 5.Фh7x.

Этот занятный марш по вертикали получил девиз "Подъем на Эверест!".

Очевидно, что чаще всего бенефис отмечает шахматная любимица - королева. В следующей задаче она тонко маневрирует по диагонали, нарушая координацию придворных черного властелина.

№ 3. Г. Бинкер

(Приз, "Die Schwalbe", 1930)

(Иллюстрация 3)

Мат в 4 хода

1.Фb1! - 2.Фb7x 1...Cb2! (1...Лb3 2.Ф:b3+ Kpe4 3.K:d4+) 2.Фh7! - 3.Фb7x, 2...Лb3. Обе черные фигуры перешли через так называемое критическое поле с3, после чего можно вызвать их взаимное перекрытие: 3.Фc2! - 4.Фс6x, 3...Лс3 4.Фf5x, 3...Cc3 4.Ф:g2x. Впервые аналогичный замысел при движении ферзя по горизонтали был представлен в 1911 году авторами задачи № 2, которые, учитывая геометрию всех движений ферзя, предпослали задаче девиз "Die Schwalbe" (ласточка ). Он затем стал названием немецкого журнала по композиции, выходящего с 1924 года.

№ 4. Р. Кола

("Themes-64", 1984)

(Иллюстрация 4)

Мат в 5 ходов

А в этой задаче примечательны сольные выступления черного ферзя, которому предстоит побывать и в других углах доски.

Ошибочно 1.Лg2? Ф:g2 2.Ch4 f6! 1.Лh2 Фa1! 2.Лg2 (2.Ch4? Фc3+!) 2...Фh8 3.Лa2 Фh1 4.Ch4 Фa8 5.Л:a8x.

Один московский любитель композиции образно назвал такой маршрут ферзя "пулеметчиком " по аналогии с крест-накрест расположенной пулеметной лентой, которую надевали на своих героев кинорежиссеры прошлых лет.

Ну, а теперь бенефис отмечает ладья.

№ 5 Л. Лошинский

(1 место, II чемпионат СССР, 1947)

(Иллюстрация 5)

Мат в 3 хода

После 1.Фb1! создается угроза 2.Kh5+ Kp:e4 3.Лe3x, парировать которую может любое отступление черной ладьи d4: 1...Лd5 2.Лd4! - 3.Kh5x, 2...Л:g3 3.edx, 1...Лd6 2.Лd5! Л:g3 3.C:e5x, 1...Лd7 2.Лd6! Л:g3 3.Лf6x - ладьи, словно связанные магнитными силовыми линиями, вместе перемещаются по вертикали, а потом - также по горизонтали: 1...Лс4 2.Лс3 Л:g3 3.fgx, 1...Лb4 2.Лb3!, 1...Лa4 2.Лa3! Замысел украшен и седьмой дуэлью ладей - 1...Л:e4 2.Лf3+! gf 3.Ф:e4x.

Эта одна из лучших задач в истории композиции, и, конечно, такое преследование фигур не обошлось без своего термина - темы магнита.

№ 6. Й. Фритз

(1 поч. отзыв "Шахматы в СССР", 1951)

(Иллюстрация 6)

Выигрыш

1.Се1+ Kpf4 2.Лh4+ Kpf5 3.Л:e4 cb 4.Cb1 Лa1, и начинается соло белой ладьи, которому "аккомпанирует" черный король - 5.Ле5+ Kpf6 6.Лf5+ Kpg6 (6...Kpe6 7.Лf6+ Kpe7 8.Cb4+) 7.Лf6+ Kpg7 (7...Kpg5 8.Cd2+) 8.Лg6+ Kph7 9.Лg7+ Kph8 10.Лh7+ Kpg8 11.Лh8+! Kp:h8 12.Cc3+.

Такой маршрут фигуры называется "лесенка " или "эскалатор ". В этом этюде он остроумно мотивирован почти на пустой доске.

Вот и пришла очередь слонов.

№ 7. М. Либуркин

(1 поч. отзыв МК
М. Чигорина, 1949)

(Иллюстрация 7)

Выигрыш

1.Kpe2! flФ+2.Kp:f1 gh. Если бы не ладья, находящаяся под ударом, белые могли бы задержать пешку. Начинается этюдная часть борьбы, в которой чудеса самопожертвования проявляет слон: 3.Cb7+! Kpd7! (3...Kpc7 4.Ca5+ Kp:b7 5.Лh3) 4.Cc8+! Kpe8 (4...Kp:c8 5.Лa8+ Kpb7 6.Лh8) 5.Cd7+! Kpf7 (5...Kpe7 6.Cf6+ Kp:f6 7.Лh3) 6.Ce8+! Kpg8 7.Cf7+ Kph7 (7...Kp:f7 8.Лa7+ Kpg6 9.Kpg2) 8.Cg8+! Kpg6, и завершает своеобразную "змейку" от одного края доски до другого 9.Ch7+! Kph6 10.Cd2+ e3 11.C:e3+ Kp:h7 12.Лa7+ Kpg6 13.Kpg2.

№ 8. Т. Нисль

("Akad. Monatsheft for Schaсh", 1910)

(Иллюстрация 8)

Мат в 6 ходов

А здесь белые обыгрывают партнера, как очень искусный боксер в весе "мухи".

1.Ch4 Лd1 2.Cg3 Лc1 3.Cf4 Лc2 4.Cg5! Слон, прокружившись вокруг своего напарника, вернулся на место. Черная ладья не в силах контролировать две узловые клетки d2 и d8.

№ 9. Ш. Шнайдер

(1 приз, "Deutsche Schachzeitung", 1956)

(Иллюстрация 9)

Мат в 10 ходов

Преждевременно 1.f5+? Kp:e5 2.f4+ из-за 2...gf со взятием на проходе. Приходится слону с2 отправляться в кругосветное путешествие, чтобы с темпом забрать мешающую пешку: 1.Ca4! Kpf5 2.Cd7+ Kpe4 3.Ce8! (3.C:g4? h1Ф!) 3...Kpf5 4.Cg6+ Kpe6 5.Ch5! Kpf5 6.C:g4+ Kpe4. Сейчас слон мог бы повторить пройденный путь в обратном направлении, но гораздо быстрее 7.Cd1! Kpf5 8.Cc2+. Слон, совершив почетный "круг", вернулся на место и проходит главный план 8...Kpe6 9.f5+ Kp:e5 10.f4x! Довольно сложный замысел выполнен виртуозно!

№ 10. М. Либуркин

(4 приз, "Шахматы в СССР", 1938-1)

(Иллюстрация 10)

Выигрыш

Очевидно, что белые не могут сразу забрать слона, поэтому они пытаются привлечь черного короля на невыгодное поле. С ролью приманки блестяще справляется белый конь: 1.Kd4+ Kpc3 2.Kb5+ Kpc4 3.Kd6+ Kpc5 4.Kb7+! Kpc6 5.Kd8+ Kpc7! 6.Ke6+ Kpd7! 7.Kf8+! Kpe7 8.Kg6+ Kpf7 9.Kh8+! Kpg7. "Мавр сделал свое дело", и на сцену вступают другие действующие лица 10.Л:e1 Kp:h8 11.Лh1 g3 12.Kpe3 Kpg7 13.Kpf4 g2 14.Лg1 Kf1 15.Л:g2+ Kp- 16.Лf2, и черный конь пойман. Снова все действо разыграно с потрясающим мастерством.

№ 11. Г. Риндер

(1 приз, "Deutsche Schachblatter", 1966)

(Иллюстрация 11)

Мат в 10 ходов

Главный план 1.Kf6? - 2.Kh5x отражается простым 1...ef! Следовательно, надо забрать мешающую пешку. 1.Kh4! Kpe5 2.Kg6+ Kpd4 3.K:e7 Kpe5. Сейчас вернуться назад 4.Kg6+? Kpd4 5.Kh4 нельзя из-за 5...Kd2. Приходится неутомимому коню возвращаться назад с другой стороны: 4.Kc6+! Kpf4 5.Kb4 Kpe5 6.Kd3+ Kpd4 7.Ke1 (7...Kd2 8.c3+ Kpe5 9.Kd3x) 7...Kpe5 8.Kf3+ Kpf4, и возникает исходная позиция, но уже без пешки е7, поэтому 9.Kf6 Kg3 10.Kd5x, 9...Kpg3 10.Kh5x. Если 5...Kf2, то 6.Kd5+ Kpe5 7.K:f2+ Kpd4 8.Лe4+! Kpc5 9.Kd3x.

И многократная яркая игра одной пешки является сюжетом многих задач.

№ 12. А. Кремер

("Die Welt", 1950)

(Иллюстрация 12)

Мат в 5 ходов

При взгляде на начальную позицию фантастическим было бы предположение, что черный король получит мат с самой удаленной от него клетки а8! Но это именно так: 1.e4! - 2.Ke2 - 3.Kg3x, 1...ed 2.ed - 3.Ke4, 2...dc 3.dc - 4.Cd5x, 3...ab 4.cb bc 5.baФx.

Такой форсированный марш пешки с исходного подя до клетки превращения (известный с 1840 года по задаче Лабурдонне, одного из сильнейших шахматистов Европы того времени) получил название "эксцель сиора" ("Все выше") по заголовку известного стихотворения Лонгфелло.

№ 13. Я. Владимиров

(Публикуется впервые)

(Иллюстрация 13)

Мат в 3 хода

1.ed? - 2.e6+ Kp:d6 3.d8Фx, - 1...Kd4 2.Фe4+ Kpe6 3.d8Kx, 1...Kf8 2.d8K! K:d6 3.Cc6x, 1...Cd4 2.d8Ф C:e5 3.Фa8x, 1...C:b6! Надо попытаться проделать то же самое, но на поле е8: 1.e7! - 2.Фe4+ Kpe6 3.e8Фx, 1...Kf6 2.ef+ Kp:d6 3.e8Kx, 1...Kg5 2.e8K! Kh7 3.e6x, 1...C:d6 2.e8Ф Kg5 3.Фa8x.

И по традиции две задачи для самостоятельного решения.

№ 14. Г. Хиткот

(1905)

(Иллюстрация 14)

Мат в 2 хода

№ 15. В. Йоргенсен

("Paralle'le 50", 1948)

(Иллюстрация 15)

Мат в 3 хода


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»