Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПОЧЕМУ РАБОТАЕТ РАДИО И ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ

Н. УМЕРЕНКОВА.

Когда мексиканские детишки задают каверзные вопросы, у их родителей есть прекрасный выход - отвести своих чад в "Универсум" - музей естественных наук в Национальном автономном университете Мексики.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

В следующем году всемирная ассоциация "Маленькие Находчивые" (МИЛСЕТ) проводит в Мексике очередную международную выставку детского научно-технического творчества. Наверняка в программе выставки будет посещение "Универсума". Что же увидят они там?

Здание музея весьма внушительных размеров - огромные кубы нагромождены друг на друга в причудливом порядке. Первое, что бросается в глаза, когда входишь, - приборы, которые мы видели на столе учителя в кабинете физики, только очень большие - в два человеческих роста. Раскачиваются громадные маятники, опускается чаша весов, переливается жидкость в сообщающихся сосудах. Но все это "оживает" лишь при вашем непосредственном участии. Подавляющее число экспонатов рассчитано именно на то, чтобы их крутить, нажимать, запускать. Это захватывает не только детей, но и взрослых, часто вызывает смех и улыбки. Каково, например, познакомиться с силой трения на шершавой и гладкой горках?

У всех стендов стоят молодые юноши и девушки, как правило, студенты, - по терминологии "Маленьких Находчивых" - аниматоры. Они "оживляют" перед детишками премудрости науки и хитрости техники. Начинается этот процесс с удивления.

- С какой средней скоростью движется автомобиль по дороге? - спрашивает аниматор.

- Шестьдесят километров в час, - отвечают ребята.

- И именно с такой скоростью вырывается воздух из наших легких, когда мы чихаем. А почему мы вообще чихаем? Вы сейчас находитесь в отделе физиологии человека, и мы попробуем разобраться с этим вопросом.

У стенда, оборудованного под обычную кухню, аниматор печет на плите блины. Аппетитный запах притягивает посетителей. На вопрос, почему же они поджариваются, что происходит в вязкой мучной массе, никто ответить не может. Поэтому все с удовольствием слушают ответ и жуют блины.

В разделе астрономии вы путешествуете с планеты на планету - в темной комнате вас окружает неземной пейзаж, специальные весы показывают, как изменится ваш вес на Венере или Плутоне.

На интерактивном мониторе прикосновениями пальцев моделируете лесной массив - сажаете деревья и кустарники, запускаете птиц. Но потом вдруг оказывается, что "через несколько лет" ваш чудный лес превратился в дикие джунгли или, напротив, в совершенно чахлую тундру. Как тут не задать вопросы, не поинтересоваться сочетаемостью деревьев и лесным биоцинозом.

Издалека видно, что в большом переходе из зала в зал люди ходят согнувшись и что-то выискивают, детишки ползают на четвереньках. Оказывается, на полу - огромный подсвеченный снимок города Мехико, сделанный из космоса. И все ищут свой дом - любопытно ведь, как смотрится он с орбиты.

Более всего споров и сомнений у создателей музея было при организации экспозиции "Энциклопедия воспроизводства человека". Но сегодня все сомнения в прошлом. Ежедневно порог этого зала переступают до двух тысяч посетителей, самым младшим из которых 4-5 лет. Однако то, что они видят здесь, академической сухостью не страдает. Все очень популярно, доходчиво, даже, можно сказать, предметно. И в то же время совершенно невинно, принимая во внимание "деликатность" темы, которой посвящены экспонаты.

Почему люди целуются? А зачем устроено так, что есть мужчины и женщины? Откуда берутся дети? И что для этого надо?

Ответы на эти и сотни других "каверзных" вопросов подростки могут найти, переходя от одной страницы-стенда "Энциклопедии" к другой. Есть тут и микроскоп, заглянув в окуляр которого вы увидите живых сперматозоидов. А рядом на экране монитора демонстрируется видеофильм о том, как проходят роды. Стоят родители с детьми, смотрят, никто не хихикает. Парочки подростков задерживаются у стенда, на котором при помощи появляющихся на мониторе рисунков и схем рассказывается об особенностях физиологии мужчины и женщины. И, честное слово, более неловко чувствуешь себя перед киоском с журналами, на обложках которых красуются обнаженные дивы, чем перед этим стендом.

- А были ли жалобы, что, дескать, ваша экспозиция граничит с порнографией, оскорбляет общественную мораль или что-нибудь в этом роде? - спрашиваю биолога Норму Анхелику Овьедо, научного сотрудника музея, отвечающего за "Энциклопедию".

- Поначалу раздалось несколько недовольных голосов, правда, буквально единицы, - отвечает Норма. - Когда мы открывали "Энциклопедию", были сомнения, как ее примут, но они оказались напрасными. Сейчас ни у кого не возникает вопроса о необходимости этого зала в "Универсуме". Наоборот, речь идет о расширении экспозиции.

Есть в экспозиции стенд, дающий определение понятию "любовь". Перед ним лежит большой планшет с чистыми листами. Если кто-то хочет дать свое толкование любви - пожалуйста. Что же там пишут? "Любовь - это то, чему нельзя дать определение, - вывел кто-то крупным неровным почерком. - У каждого человека это чувство проявляется по-своему и неповторимо". Что же, если после знакомства с "Энциклопедией" дети не прочь порассуждать о подобных материях, значит, ничего "такого", чего можно было бы стыдиться, ее экспонаты в юных умах не возбуждают.

А вот то, как причудливо рассыпались магнитные иголки на металлическом столе, как дружно все мы вскрикнули, взявшись за руки и замкнув электрическую цепь, - запоминается надолго. Остаются вопросы, которые хочется выяснить, заглянув в учебники и справочники. И еще один, грустный, вопрос навеял "Универсум": "Почему он в далекой Мексике, почему не у нас?". Скажем, как добавление к столичному Политехническому музею.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

В мексиканском музее естественных наук "Универсум" большинство экспонатов не только можно, но и нужно трогать, чтобы они "ожили". На снимке: тренажер для космонавнов и летчиков - лопинг. Повращавшись на нем в разных плоскостях, ребята потом с удовольствием слушают рассказ в отделе физиологии о том, как устроен вестибулярный аппарат человека.