Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ

В материалах рубрики использова ны статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "VDI-Nachrichten" (Германия), "Discover", "National Geographic Magazine", "Natural History", "Science News","Scientific American" (США), "Ciel et Espace", "Sciences et Avenir" (Франция).

Вы никогда не задумывались над таким вопросом: почему детей приходится отучать от привычки указывать на людей пальцем (это неприлично), но не приходится учить тыкать пальцем в тех случаях, когда это уместно?

Видимо, это чисто инстинктивное, автоматическое поведение. Насколько мы знаем, оно присуще только человеку. Правда, у большинства животных нет длинных пальцев, которые могли бы служить указкой. Но, например, обезьяны вполне могли бы тыкать пальцем в предметы, привлекающие их внимание, однако никогда этого не делают. Только после длительного общения с людьми некоторые человекообразные начинают указывать в сторону интересующего их предмета рукой, но и при этом не вытягивают какой-либо один палец. Правда, шимпанзе по имени Клинт, живущий в лабораториях университета Эмори (США), иногда в общении со своим дрессировщиком указывает пальцем на кусок пищи, выпавший за пределы досягаемости, но при общении со своими сородичами он не использует такой жест. Да и в общении с человеком он чаще указывает на нужный предмет всей ладонью.

Младенцы начинают указывать пальцем примерно в возрасте 11 месяцев (по данным американских и канадских психологов, девочки - в возрасте 327 дней, мальчики - 350 дней). В двадцатых годах известный русский психолог Лев Выготский предположил, что дети учатся этому у своих матерей и используют вытянутый палец, чтобы привлечь внимание матери к предмету, до которого сам ребенок не дотягивается.

Эту гипотезу недавно проверяли американские и итальянские психологи. Джордж Баттеруорс усаживал младенцев, недавно начавших указывать пальцем, на высокие стульчики, рядом сажал матерей. Перед детьми были привлекательные игрушки: ряд игрушек на расстоянии чуть дальше протянутой руки, другой ряд - подальше. К близким игрушкам дети то просто тянулись, то указывали на них пальцем, а на дальние - только указывали. Причем в этом случае оборачивались к матери, видимо, стараясь привлечь ее внимание и прося достать игрушку, дотянуться до которой самостоятельно нет никакой возможности.

Но итальянцы Фабио Франко и Пауло Перручини обнаружили, что дети указывают пальцем на привлекающие их игрушки и в том случае, когда матери рядом нет, а есть только дети того же возраста, не умеющие говорить и также неспособные достать игрушку. Здесь указывание пальцем явно используется только как способ сообщить соседям об интересном объекте, поделиться своим любопытством и радостью.

Японец Нобуо Масатака из Киотского центра по исследованиям приматов, наблюдая за трехмесячными младенцами, обнаружил, что уже в этом возрасте они, взаимодействуя с матерью, ритмично выставляют указательный пальчик и агукают. Видимо, это все же врожденный жест, а мать лишь закрепляет его своей жестикуляцией.

Как обнаружил Дж. Баттеруорс, когда интересный объект находится в центре поля зрения, дети чаще используют для указывания правую руку. Если же объект сбоку, используется та рука, которая к нему ближе.

Канадские и американские психологи обнаружили, что, чем раньше ребенок начинает указывать на предметы пальцем, тем быстрее и успешнее он учится говорить. А по наблюдениям Маргарет Харрис из Лондонского университета дети начинают указывать пальчиком на той же неделе жизни, на которой они явно начинают понимать названия отдельных предметов - мяч, кошка, кубик... Луиджи Камиони из Римского университета утверждает, что, чем раньше ребенок начал пользоваться указательным пальцем, тем больше слов он знает к 20-месячному возрасту.

Итак, указывание пальцем - не просто жест, это важный шаг на пути к языку.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»