О ПРОГУЛКАХ ПО ГОРОДУ, КОТОРОГО НЕТ

Т. ЗЕМЦОВА.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Исторический центр Москвы занимает всего лишь 3% от общей площади города.
Молочный пер., 5. Дом Таля. Снимок 2003 года. Снесен в 2005 году.
Коробейников пер., 1/2. Купеческий особняк, занятый детским садом, находится в аварийном состоянии. Снимок 2005 года.

Москва строится. Как бы парадоксально это ни звучало по отношению к городу с более чем 800-летней историей, факт налицо: город меняется с невероятной скоростью, иногда в московских переулках лишь немногие дома остаются нетронутыми. Возводятся новые здания, старые, запущенные постройки преображаются, приобретая новый эффектный вид, столичная архитектура делается яркой и праздничной. Одновременно город становится более холодным, деловым и торговым.

Кто-то скажет, что это естественно, современная столица должна меняться, идти в ногу со временем. Однако в этом бурном строительстве исчезает дух города, атмосфера привлекательной домашней теплоты, та самая "московскость", которая составляла прелесть древней российской столицы. Чтобы сохранить то, что осталось, нужно изменить отношение к самому понятию "памятник архитектуры", привлекать внимание к историческому наследию, пропагандировать его сохранение и бережную реставрацию.

Новые книги напоминают нам об этом. В них не только боль о потерянном, они привлекают внимание к сложным проблемам большого города.

Еще совсем недавно, два года назад, в заповедной части старой Москвы, во 2-м Зачатьевском переулке, стоял небольшой двухэтажный особнячок с мезонином. Он не отличался ни богатством, ни пышностью, однако многое повидал на своем веку - когда-то в нем несколько лет жил сам московский военный губернатор Иван Петрович Архаров, младший брат петербургского генерал-губернатора Николая Архарова, выдвинувшегося при Екатерине II. Московский особнячок, за которым закрепилось название "усадьба Архарова", на протяжении своего долгого существования переходил из рук в руки, но уцелел и вплоть до 2004 года оставался жилым. И стоять бы ему и дальше в тихом переулке, но не повезло домику: он оказался в центре нового, элитного квартала, что в конечном итоге и определило его участь. В 2004 году он был выведен из списков "вновь выявленных объектов культурного наследия". И в январе 2005 года начался снос...

О подобных печальных историях рассказывает книга "От Пречистенских до Арбатских ворот. Москва, которой нет. Путеводитель", выпущенная издательством "Художественная литература" (М., 2006). Издание посвященно утраченным памятникам московских улиц: Остоженки, Пречистенки, Арбата - и окрестностей, проиллюстрировано старыми и новыми фотографиями, некоторые публикуются впервые.

"С этим путеводителем по Москве надо бродить, - пишет в послесловии Юлия Мезенцева, один из авторов. - Гуляйте, записывайте, создавайте свою Москву. Берегите ее. Завтра она станет совсем другой". "От старой Москвы осталось мало, но тем драгоценнее любая историческая застройка. Другие города ценят за то, что в них есть, но, может быть, Москва дорога нам тем, чего в ней нет?" - задается вопросом другой автор, Александр Можаев.

История сохранила сведения об утратах Москвы. В 1940 году специальная комиссия Академии архитектуры СССР подвела итоги предвоенной реконструкции города: с 1917 по 1940 год "уничтожено 50 процентов архитектурно-исторических памятников". По самым скромным подсчетам, в столице было разрушено около 700 памятников архитектуры и около 3 тысяч зданий исторической застройки.

Однако проблема сохранения памятников по-прежнему остается очень острой. Вышеназванная комиссия в 1991-1999 годах рассматривала "дела" 1616 зданий... и 1300 из них разрешила снести. Возможно, не все, что сносилось, представляло историческую ценность, но число утраченных в 1990-е годы исторических зданий значительно, и этот процесс продолжается до сих пор.

Особенно показательна судьба Остоженки. В XVIII веке Остоженке придавали дворянский лоск доживавшие здесь свой век Долгорукие, Волконские, Оболенские, Голицыны, Трубецкие. В XIX веке остоженскому дворянству пришлось потесниться: появились новые "денежные" жители, и улица стала застраиваться доходными домами. Как отмечают авторы путеводителя, все, что есть сейчас на Остоженке из старины, уцелело чудом. Но и само существование ее - чудо, поскольку согласно плану реконструкции Москвы 1930-х годов этой улицы не должно было быть. Планировалось, что она станет частью грандиозного проспекта Дворца Советов. В период советского градостроительства будущее заповедной улицы оказалось в полной зависимости от решений власти.

Сегодня сохранение исторического наследия приносится в жертву амбициям состоятельного сословия, которое с легкостью крушит дух Остожья. Перестраиваются старинные дома и усадьбы, возвышаются над крышами уцелевших старинных особнячков элитные новостройки, подавляющие своими размерами и размахом.

Издание книги "От Пречистенских до Арбатских ворот" задумано в рамках историко-культурологического интернет-проекта "Москва, которой нет" (www.moskva.kotoroу.net). Сам интернет-сайт создан в августе 2003 года и изначально ставил целью привлечь внимание общественности к проблемам сохранения старой Москвы. Поводом для появления сайта послужило разрушение здания Военторга. Уже не вызывало сомнений, что город меняется стремительно и его образ уже не в силах удержать даже человеческая память. Отсюда и возникла идея виртуального музея, в который можно зайти и побродить по старым московским улочкам и бульварам. На карте сайта "Москва, которой нет" нанесено более двухсот точек. Каждая такая точка - дом, либо предписанный к сносу, либо уже снесенный. Разрушения последних лет особенно поражают. На форуме сайта появляются сообщения об очередных разрушениях. Сайт превратился в своего рода центр, куда стекается вся информация о сносах и бедственном положении памятников не только в Москве, но и в других российских городах. Признанием заслуг виртуального музея служит вручение сайту "Москва, которой нет" Национальной премии "Культурное наследие".

Название другого издания "Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006", вышедшего также в 2006 году, говорит само за себя. Его авторы К. Михайлов, Р. Рахматуллин, Д. Лотарева и Б. Федоров, бывший министр финансов РФ, представили, проиллюстрировав фотографиями из фондов Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, внушительный список утраченных за последние пятнадцать лет исторических зданий и памятников, показав, как в угоду сиюминутной выгоде приносятся в жертву не только старые постройки, но и исторический образ столицы. При этом авторы уточнили, что список, включающий около 650 объектов, не охватывает всех потерь Москвы в 1990-2006 годах по причине большого масштаба работ по "реконструкции" столицы и сносу ее исторической застройки, а также из-за отсутствия системы общественного мониторинга этого процесса. К тому же для комментируемого списка погибших памятников были отобраны только полностью разрушенные постройки, поскольку исторические здания, изуродованные архитектурными вмешательствами современников, формально не считаются утраченными.

В начале 2007 года увидела свет книга К. Михайлова "Москва погибшая. 1917-2007", где дано описание некоторых памятников, уничтоженных в Кремле, Китай-городе и Белом городе.

Другие статьи из рубрики «По Москве исторической»

Детальное описание иллюстрации

Исторический центр Москвы занимает всего лишь 3% от общей площади города. Давно назрела необходимость на этом сравнительно небольшом пространстве запретить новое строительство, предоставив поле деятельности квалифицированным реставраторам. На фото: 2-й Зачатьевский пер., 11/17. Дом Архарова. Снимок 1990 года. Снесен в 2005 году.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее