Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ В МГУ: РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЛЫ

Доктор биологических наук Н. СОКОЛОВА и доктор биологических наук А. КАМЕНСКИЙ (Биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова).

Начало 60-х годов. Очередная реформа образования: 11-летнее обучение, профилированные школы, для преподавания приглашаются ведущие ученые, перед школьниками открываются двери научных лабораторий. Результат изменения срока обучения в школе сказывается в 1965 году: той весной в школах - удвоенный выпуск (10- и 11-классников) и как следствие - колоссальные конкурсы в вузы, особенно в МГУ. Конкурс на биолого-почвенном факультете МГУ был тогда 25 человек на место, а сдавали абитуриенты все что угодно, кроме биологии, которую в школе, как правило, и за предмет-то не считали: так, что-то вроде "физ-ры" или пения. Зато по математике было два экзамена - письменный и устный, а кроме того, писали сочинение и устно сдавали химию и физику. Экзамен по биологии в МГУ ввели позже, и стал этот экзамен устным.

Была в этом своя прелесть для преподавателей: они могли основательно поговорить с абитуриентом, услышать от него немало нового и интересного. Экзаменаторы не без удовольствия делились друг с другом "новостями": "Представляете, зигота, оказывается, возникает в результате слияния двух родителей, а если хлореллу выставить на свет, то ее листья обязательно позеленеют!". Однако такая форма опроса влекла за собой многочисленные сложности. Иногда абитуриент утверждал, что его "неправильно поняли", что дополнительные вопросы выходили за рамки программы (а это действительно случалось довольно часто, так как принимали экзамены сотрудники факультета, не всегда точно представлявшие себе рамки школьной программы), что экзаменаторы нарушили такие-то и такие-то правила (допустим, посмотрели в экзаменационном листе, какие были получены оценки за предыдущие экзамены)... Все это привело в конце концов к введению письменного экзамена, который в большой степени устранил перечисленные выше трудности: проверка работ стала строго анонимной, ответ был теперь зафиксирован в виде документа, что давало вполне реальную основу для объективной оценки.

Что же представляет собой экзамен по биологии на биологическом факультете МГУ сейчас? В основе требований, предъявляемых к абитуриенту, лежит глубокое освоение школьной программы по биологии. Попробуем объяснить, что значит "глубокое освоение". Наши школьники (гимназисты, лицеисты) имеют в своем распоряжении школьные учебники нескольких типов

1) учебники, утвержденные Министерством образования РФ;

2) учебники, рекомендованные тем же министерством;

3) неконтролируемую массу учебных пособий, как отечественных, так и переводных.

Так вот, для "глубокого освоения" необходимо и достаточно иметь учебники первых двух типов и утвержденную программу по биологии для поступающих в вузы (переиздается ежегодно в Справочнике для поступающих в МГУ, да и в других справочниках). По поводу программы следует сделать некоторые уточнения: дело в том, что в последнее время некоторые вузы создают свои программы, отражающие специфику того или иного вуза. МГУ проводит экзамены в строгом соответствии со школьной программой по биологии, утвержденной Министерством образования РФ, именно эта программа и печатается в Справочнике.

Какие же трудности ожидают абитуриента на тернистом пути подготовки к вступительному экзамену? Вот и пришло время поговорить о "вымыслах и реальности".

Вымысел № 1: экзамен сдать невозможно, если не будешь заниматься по "Вилли и Детье", "Грину, Стауту и Тейлору" и так далее - следует перечисление старых и новых переводных учебников издательства "Мир". Учебников действительно интересно написанных, прекрасно оформленных, но для подготовки к нашему экзамену вовсе не обязательных, а иной раз и нежелательных. Необязательность их объясняется изложением большого по объему сверхпрограммного материала: прекрасно, если абитуриент этот материал будет знать, но именно - знать, то есть уверенно ориентироваться в нем. Чаще же всего это выражается в усвоении некоего ряда отрывочных сведений, в "полузнании", которое, как известно, хуже полного незнания. Нежелательность использования этих изданий при подготовке к экзамену связана с двумя причинами: первая - это ошибки и неточности перевода, вторая - иной, чем это принято в нашей программе, подход к порядку изложения материала.

Вымысел № 2: экзамен сдать невозможно, если не будешь заниматься с репетитором, желательно членом экзаменационной комиссии, которому должны быть ведомы многие тайны. Развенчание этого вымысла следует начать с "тайн". Повторим еще раз, что никаких таинственных спецэффектов при составлении экзаменационных билетов нет и быть не может. Экзаменационные билеты составляются на основании программы. При этом на биологическом факультете МГУ, как правило, исходят из следующего принципа: в каждом билете должны быть отражены все четыре раздела программы: ботаника, зоология, физиология и общая биология. При составлении билетов всегда учитывается реальная обстановка, в которой абитуриенты пишут ответы на вопросы: экзамен длится ровно 4 часа; очевидно, что писать в течение всего этого времени, ни на минуту не прерываясь, невозможно, следовательно, реальное время, которое будет израсходовано на написание ответа, уменьшается в среднем минут на 30-45. Поэтому вопросы должны быть скомпонованы в билете так, чтобы за 3,5 часа абитуриент сумел бы эффективно продемонстрировать свою подготовку по всем разделам биологии. Для иллюстрации того, как это делается, приведем экзаменационные билеты прошлого года:

Биофак 97-1.

1. Общая характеристика лишайников: строение, питание, размножение. Положение лишайников в трофической структуре сообществ и роль в природе.

2. Характеристика насекомых на примере животных с неполным превращением: внешнее и внутреннее строение, развитие, процессы жизнедеятельности. Формы взаимоотношений с другими организмами.

3. Строение и функции тканей человека. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная) и их возникновение в ходе развития организма.

4. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Биофак 97-2.

1. Общая характеристика мхов; основные группы. Особенности строения и размножения листостебельных мхов (на примерах). Экологическое значение мхов.

2. Общая характеристика типа Кольчатые черви. Дождевой червь: строение, размножение, жизнедеятельность, роль в природе. Представители кольчатых червей среди наземных и водных видов.

3. Кожа человека: строение и функции.

4. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Биофак 97-3.

1. Общая характеристика грибов: строение, питание, размножение шляпочных и плесневых грибов. Экологическая роль грибов.

2. Класс Пресмыкающихся: характерные черты внешнего и внутреннего строения, их связь с процессами жизнедеятельности. Приспособления к наземному образу жизни.

3. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах человека. Роль гуморальной регуляции в организме. Примеры болезней, вызванных расстройством гормональной системы.

4. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Биофак 97- 4.

1. Характеристика типа Покрытосеменные на примере растений класса однодольных. Строение, жизнедеятельность и размножение. Важнейшие представители класса.

2. Характеристика класса Паукообразные. Паук-крестовик: внешнее и внутреннее строение, размножение, жизнь в природе. Другие представители класса.

3. Понятие о вегетативной нервной системе. Нервная регуляция кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем человека.

4. Главные направления эволюции. Примеры биологического прогресса и регресса. Ароморфоз, идиоадаптация: определения и примеры для различных групп.

Итак, по первому разделу программы были предложены вопросы по Высшим растениям (Высшие споровые и Покрытосеменные), вопрос по царству Грибов и очень непростой (несмотря на кажущуюся простоту) вопрос "Лишайники": дело в том, что именно в этом случае абитуриенты имели возможность (и должны были) продемонстрировать понимание целого ряда общих биологических закономерностей, таких, как симбиоз, разные типы питания, различные способы размножения и т. д. Таким образом, в своей совокупности эти вопросы позволили приемной комиссии оценить знания идущих к нам абитуриентов "в целом", выявив при такого рода оценке наиболее слабые места в общей подготовке поступающих.

То же и в отношении других вопросов: так, вопросы по зоологии отражали материал по зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных; по физиологии - материал по физиологии нервной системы, эндокринологии, строению и функции всех тканей; по общей биологии были представлены вопросы, вызывающие, как правило, наибольшие затруднения: ошибки при рассказе об эволюционном учении, о законах генетики встречаются очень часто.

Очевидно, что никаких сверхпрограммных "подводных рифов" в приведенных выше билетах нет. Ответы на них требуют лишь одного: глубокого и серьезного изучения материала школьной программы, что, конечно же, вполне возможно при высокопрофессиональном преподавании биологии в школе. К сожалению, такой уровень есть далеко не во всех школах, более того, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с совершенно парадоксальной ситуацией: биологию (и не только биологию) прекращают преподавать уже в 8-9-м классах, что приводит в конечном счете к тому самому "полузнанию"... В таких случаях помощь, конечно же, необходима, а предоставить ее могут различные курсы по подготовке к экзаменам или специальные пособия для абитуриентов. Необходимо только четко понимать следующую простую истину: никаких преимуществ формального плана такие курсы не дают, и ни в коем случае никто из преподающих на этих курсах не может знать, какие именно вопросы будут на экзамене. А объясняется это чрезвычайно просто: все экзаменационные билеты в МГУ составляет председатель экзаменационной комиссии и, как это ни печально для абитуриентов, ни с кем при этом не советуется...

Обратимся к оценке следующего вымысла - вымысла № 3: можно сделать такие удивительные шпаргалки, которые никто обнаружить не сможет, а человек в результате будет осчастливлен отличной оценкой. Увы, не бывает таких шпаргалок. А вот неприятностей при попытке их применения хватает с избытком. Вообще-то, по правилам проведения экзамена застигнутого на месте "преступления" списывающего положено изгонять из аудитории. Так что - не советуем.

Но использование методики составления шпаргалок при подготовке очень рекомендуем. Хорошая "шпора" (естественно, составленная самим автором) есть не что иное, как изданное "самиздатом" краткое пособие по биологии с четкой систематизацией всех необходимых сведений.

Попытаемся теперь оценить реальные трудности, ожидающие абитуриента. Одна из них связана с разрозненным, фрагментарным восприятием школьного курса биологии. Объясняется это тем, что ботанику "проходят" в 5-6-х классах, зоологию - в 6-7-х и т. д. К 10-му классу, когда переходят к общей биологии, вся предшествующая информация оказывается напрочь забытой. Трудность эту хотя бы отчасти можно преодолеть, применяя метод "параллельного", а не "последовательного" освоения материала. Например, при изучении первого раздела программы ("Растения") обратиться в то же время к четвертому разделу ("Общая биология"), в котором рассмотреть вопросы, имеющие прямое отношение к основной теме (строение растительной клетки, фотосинтез, в связи с изучением бактерий проанализировать специфику строения клеток прокариотических организмов, разобраться в таких вопросах, как разные виды авто- и гетеротрофного питания, разные типы дыхания и т. д.). Такой метод "параллельного" освоения материала способствует достижению очень важной цели - пониманию единства живой природы, некоторых общих закономерностей, которые в ней существуют. Непонимание этих общих закономерностей и относится еще к одной трудности подготовки к экзамену.

Любой абитуриент мечтает поступить в избранный вуз и мало думает о том, что его там ждет. Так вот, хорошо подготовиться к поступлению нужно еще и потому, что уровень читаемых на первом курсе биологического факультета лекций по ботанике, зоологии, цитологии, химии и т. д. очень высок. Преподаватели заранее уверены, что все поступившие блестяще знают школьную программу (а так и должно быть), и сразу задают высокий темп подачи знаний в слабые головы первокурсников. Учиться, таким образом, трудно, а сдавать экзамены в сессию надо на "отлично", а то не примут на хорошую (популярную) кафедру, не возьмут в лучшую лабораторию, не рекомендуют в аспирантуру. Ведь в университете конкурсный отбор продолжается от первого до последнего дня учебы.

Одна из стандартных ошибок при предэкзаменационной подготовке связана со стремлением запомнить, зазубрить массу частностей. Чисто механическая зубрежка требует огромных и малопроизводительных затрат сил и времени. Опасна она еще и потому, что при потере даже одного "бита информации" абитуриент просто-напросто впадет в панику.

Гораздо эффективнее постараться понять некоторые основные законы существования живой материи на разных уровнях организации, а частные примеры оставить для иллюстрации того или иного положения (или иллюстрации исключения из общего правила, что нередко встречается в нашей науке).

И, наконец, еще одна сложность связана с подчас неудачным изложением материала в учебнике. Примером этому может послужить вопрос, предложенный в 1997 году: "Понятие о вегетативной нервной системе. Регуляция кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем человека". Вопрос был сформулирован в строгом соответствии с программой, сложность же состояла в том, что при ответе на него следовало показать понимание регуляции висцеральных систем организма в целом. Именно это и оказалось камнем преткновения для большинства абитуриентов. Читая ответы на этот вопрос, мы узнали немало интересного: "все вегетативные функции, кроме половых, контролируются корой головного мозга"; "вегетативная нервная система регулирует внутренние органы без участия в этом самого организма" и, наконец, "понятия о вегетативной нервной системе не имею никакого!". Вот так, коротко и ясно. А между тем все необходимые сведения есть в учебнике для 9-го класса, правда, приведены они в разных параграфах. Избежать такого рода трудностей можно, используя для подготовки как утвержденные, так и рекомендованные министерством учебники. Так, например, по анатомии и физиологии человека настоятельно рекомендуем пользоваться помимо учебника Цузмер А. М. и Петришиной О. Л. сравнительно недавно вышедшим в свет учебником А. С. Батуева, И. Д. Кузьмина, А. Д. Ноздрачева и др. (Биология: Человек. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений // Под ред. А. С. Батуева).

Специфическая трудность, подстерегающая сильных, хорошо знающих биологию абитуриентов, связана с недостатком времени. Были в нашей практике случаи, когда интересную, хорошо выполненную работу мы не могли оценить по достоинству из-за отсутствия ответа на один из вопросов. Для экзаменаторов - это свидетельство незнания целого раздела программы! А все дело было в том, что человек увлекся, забыл о времени, не успел... Надо четко понимать, что экзамен - это то же самое, что спортивное соревнование, к которому надо подходить в отличной форме и все рассчитав - и тогда успех будет обеспечен!


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»