У отечественной нефтегазовой промышленности могут вскоре появиться серьезные проблемы. Сегодня в России разрабатываются давно разведанные запасы нефти и газа, причем добыча ведется в огромных количествах. Приращение же вновь выявленных запасов идет крайне медленно, и при подобных темпах в стране может скоро не оказаться разведанных месторождений не только нефти, но и газа. То есть в недрах их ресурсы останутся по-прежнему колоссальными, но ни освоены, ни даже открыты они не будут. На это пока не хватает средств .
Между тем в течение многих лет наша страна лидировала в этой области, и нигде в мире не было столь крупных открытий при прогнозе новых месторождений, как у нас. Были открыты и Волго-Уральская нефтегазоносная провинция, и Западно-Сибирская (уступающая по своим запасам разве что Персидскому заливу), и Прикаспийская впадина, и наконец - докембрийская нефть Восточной Сибири. А ведь долгое время считалось совершенно бессмысленным искать нефть в докембрийский слоях, чей возраст превышает 570 млн. лет. И все же созданная 30 лет назад академиком А. А. Трофимуком теория опровергла этот подход, что позволило открыть несколько десятков новых месторождений нефти и газа. В том числе - гигантское Юрубское, возраст которого превышает 1 млрд. лет.
Методика геологоразведочных работ в нашей стране постоянно совершенствуется. Например, специалисты Института геологии Сибирского отделения Российской академии наук уже в течение почти восьми лет ведут совместно с компанией "Лукойл" так называемую "съемку по снегу". Снег, как выяснилось, за те несколько месяцев, что он лежит на земле, сорбирует выделяющиеся из недр земли газы. Регистрируя ореолы на снегу, удается открывать новые газовые месторождения, средняя эффективность скважин в которых оказывается вдвое выше, чем обычно.
Открыты в Восточной Сибири и месторождения весьма ценного для промышленности газа гелия, и притом гораздо большие, чем у основного поставщика этого продукта на мировой рынок - США. Россия тоже могла бы стать серьезным экспортером гелия, но добыча его требует развития криогенной техники и технологии. А следовательно, тоже вложения средств.