Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СОКРОВИЩА МУЗЕЯ ГУГУН

З. КОРОТКОВА. Фото И. Константинова и из каталога выставки.

Уже не первый год музеи Московского Кремля работают по долгосрочной программе - "Королевские и императорские сокровищницы в Кремле". В 2004-2006 годах демонстрировались выставки из собраний Лувра, венского Музея истории искусств, из "Зеленых сводов" в Дрездене и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Очередная выставка "Запретный город. Сокровищница китайских императоров" посвящена году Китая в России. После пятидесятилетнего перерыва Россия и Китай обменялись выставками уникальных собраний. В прошлом году в Пекине демонстрировались сокровища российских царей и императоров, хранящиеся в Оружейной палате. Теперь в Москву прибыли экспонаты из пекинского императорского дворца. Выставка работает до 3 июня 2007 года.

"Пурпурный запретный город" - главный исторический комплекс Пекина. Он занимает площадь около 15 км2. Во дворце, названном пурпурным за красный цвет стен, жили императоры династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Дворец стал музеем после падения монархии. В государственном музее Гугун хранится более миллиона экспонатов. Получить представление о насчитывающей несколько тысячелетий культуре Китая с помощью 63 предметов можно лишь при очень тщательном отборе экспонатов. Организаторам выставки это, по-видимому, удалось.

Посетитель знакомится с жизнью императорской семьи. Правитель огромной страны был одновременно воином, философом, художником, собирателем древностей.

Повседневная жизнь и официальные мероприятия императорского дворца подчинялись строгому ритуалу. В Запретном городе проходили официальные церемонии и решались повседневные вопросы, связанные с управлением страной.

Во дворце жила семья императора: его дети, жена, именовавшаяся императрицей, и более десяти наложниц различных рангов. Каждый император заботился о том, чтобы оставить после себя наследника. Случалось, что престол наследовал сын наложницы.

На выставке представлены одежды членов императорского дома. Для пошива одеяний при дворе существовала специальная служба. Императорским цветом в Китае всегда считался желтый, из тканей этого цвета шили одежды императора и императрицы. Парадные платья императриц имели несколько иной оттенок. Одеяние императора, как "Истинного дракона, Сына неба", расшивали драконами. В музее Гугун хранится несколько десятков тысяч костюмов, принадлежавших императорам и императрицам династии Цин.

Драконы украшают и императорский трон, деревянная основа которого покрыта золотым лаком. Символом власти была императорская печать. В древности печатей было очень много, но в 1746 году император сократил их число до 25 (сумма всех нечетных чисел от 1 до 9). В гадательной системе "Ицзин" ("Канон перемен") число 25 символизирует Небо. Каждая печать имела свое назначение и использовалась в зависимости от содержания документа. Печати были у императриц и у наложниц.

В день рождения императора чиновники дарили ему наборы жезлов жуи (от 3 до 81), символизирующих исполнение желаний и успешные свершения. Жезлы помещали перед тронами императора и императрицы, а также в их опочивальне.

Китайские императоры ценили ученость, поэтому августейшие наследники приступали к обучению с раннего детства. В шесть лет сыновья императора читали династические истории, изучали стихосложение и поэзию, учили китайский, маньчжурский и монгольский языки. Ежедневно в любую погоду занятия начинались в шесть часов утра со стрельбы из лука.

Даже после восшествия на престол императоры должны были уделять значительное внимание занятиям наукой. Они изучали математику, астрономию, географию, фармакологию, анатомию, латынь, теорию музыки, европейскую философию и многие другие предметы.

Представители династии Цин интересовались западной культурой, привнесенной в придворную жизнь православными миссионерами.

В китайской традиции "четырьмя драгоценностями кабинета ученого" именовали кисть, тушь, бумагу и тушечницу (камень для растирания туши). Все это можно увидеть на выставке.

Эстетический вкус воспитывали наполнявшие императорские покои произведения искусства. В Китае сложилась уникальная традиция обработки нефрита, поэтому при подборе предметов для императорской коллекции особое внимание уделялось нефритовым изделиям. Уже 5000 лет назад, в эпоху среднего и позднего неолита, обработка нефрита выделилась в особую отрасль. В эпохи Мин и Цин наблюдается особый расцвет техники обработки этого камня. На выставке можно увидеть печать из светло-зеленого нефрита, нефритовый диск би, украшенный орнаментом из шелковичных червей. Из белого нефрита безупречной чистоты выполнена украшенная причудливым орнаментом приземистая чаша (гуань). Удивительное искусство камнереза проявилось при изготовлении нефритовой вазы в форме кочана китайской капусты. Резьбой в виде цветов пиона украшена нефритовая курильница. В подражание древним бронзовым сосудам из светло-зеленого нефрита сделана плевательница, служившая убранством интерьера.

Многовековую историю имеет производство изделий из лака, появившееся в Китае 6000-7000 лет назад. Благодаря легкости, прочности, устойчивости к влажности и перепадам температуры, а также необыкновенной декоративности изделия из лака со временем вытеснили бронзу. На выставке можно увидеть красную лаковую шкатулку, украшенную резным орнаментом в виде цветов камелии, и настольный экран с изображением пейзажа.

Предметом особой гордости жителей Китая на протяжении столетий оставался фарфор. Это великое изобретение китайской цивилизации непрерывно совершенствовалось и стало основой экспорта в страны Европы и Западной Азии, оно оказало значительное влияние на западное искусство. Фарфоровые вазы, представленные на выставке, созданы в императорских мастерских по заказу двора.

Интересны изделия, украшенные эмалями. В музее Гугун хранятся перегородчатые и расписные эмали. Техника перегородчатой эмали была заимствована из арабских стран примерно в середине XIII столетия. Расписную эмаль, воспринятую из Европы в XVIII веке, в Китае называли "иностранным фарфором". Сосуд в форме персика из расписной эмали на медной основе предназначался для мытья кистей. Ваза с "парчовым" орнаментом украшена перегородчатой эмалью.

Ознакомиться со всем этим великолепием поможет каталог, подготовленный сотрудниками Музея Гугун и музеев Московского Кремля.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

Туфли на высокой деревянной платформе, обтянутой белой льняной тканью. На передней части платформы кусочками разноцветного стекла выложен иероглиф чунь (весна). Туфли были изготовлены для императрицы в период правления императора Гуансюй (1875-1909).