Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВЕСЕННИЙ СЮЖЕТ ДЛЯ ВЫШИВКИ ГЛАДЬЮ

М. СУСЛОВА, лауреат второй и третьей Российских выставок-конкурсов "Вышитая картина".

Копировать и вышивать гладью произведения живописи по душе многим любителям рукоделия. Чтобы добиться успеха в этом виде творчества, стоит прислушаться к советам мастера Марии Сусловой, чьи вышитые картины завоевывали высшие награды на конкурсах и неоднократно были представлены на страницах "Науки и жизни" (см. № 8, 1998 г.; №6, 2001 г.,№7, 2001 г.; №1, 2005 г.) последнее время интересные сюжеты для вышивки Мария находит на старинных почтовых открытках, которые коллекционирует. В прошлый раз она рассказала о технике копирования пейзажа М. Гермашева "Зимняя ночь", а теперь делится секретами вышивания картины Ю. Ю. Клевера "Ростепель".

В современных художественных альбомах репродукции картин русского живописца-пейзажиста Юлия Юлиевича Клевера (1850-1924) практически не встречаются. Его имя по какой-то причине не попало в третье издание Большой советской энциклопедии, хотя было во втором. Между тем пейзажи этого художника, обучавшегося в петербургской Императорской академии художеств и получившего в 1878 году звание академика, были очень популярны в конце XIX - начале XX веков. Лучшие произведения мастера - "Девственный лес", "Зима", "Лес осенью" и др. - в середине прошлого века, насколько мне известно, входили в собрания картин Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.

Пейзаж Ю. Ю. Клевера "Ростепель" я нашла на дореволюционной почтовой открытке. Сразу захотелось его вышить. Что получилось, видно на фотографии. С желающими повторить мой опыт поделюсь советами.

В прошлой публикации (см. "Наука и жизнь" № 1, 2005 г.) я уже говорила о том, как подготовить основу для вышивки.

Теперь постараюсь объяснить, как вышивать картину. Сначала нужно "разложить" ее на части, изучить композицию и определить, что главное, а что второстепенное.

В деревенском пейзаже Клевера "Ростепель" (сегодня это слово кажется устаревшим, мы чаще говорим "оттепель", а во времена художника таянье снега в зимнее тепло называлось по-разному: ростепель, ростопель, ростополь, росталь, оттепель. - Прим. ред. ) отдельно стоящие деревья прорисованы более четко и ярко, чем все остальные на заднем плане. С них и нужно начинать работу.

Обычно деревья вышивают стежками вдоль или поперек ствола. Все зависит от того, как нарисована кора. В данном случае цветовые пятна расположены так, что удобнее вышивать поперек ствола.

Закончив со стволом, переходим к ветвям. Они не очень толстые, поэтому их лучше вышивать вдоль, но не все сразу. Сначала нужно наметить самые большие ветки. Маленькие веточки, как правило, добавляют после того, как будет зашито все пространство вокруг кроны дерева. Делают это от руки или на глаз, то есть без рисунка, ориентируясь по большим веткам.

Корни деревьев, торчащие из земли, вышивают так же, как ветви: сначала основные (большие), потом все остальные.

За деревьями в нашем пейзаже стоят изба и сарай под соломенными крышами. Они нарисованы довольно схематично, без особых деталей. Такие элементы картины следует вышивать "по форме", как говорят художники, то есть: крыши зашить стежками по направлению соломы, а стены - по направлению бревен.

За сараем начинается лес. Он стоит плотной стеной, но кое-где выделяются светлые стволы и выступают кроны деревьев. Так обычно изображают лес вдалеке, на заднем плане. Вышивают его "по вертикали", как растут деревья: от земли к небу. Сначала намечают светлые стволы деревьев и самые темные места, а затем заполняют оставшиеся промежутки.

Небо, тучи, облака всегда вышивают "по горизонтали". Только так можно добиться ощущения легкости и воздуха.

Земля, снег и дорога требуют особого подхода. Там, где ландшафт ровный, лучше придерживаться горизонтального направления стежков. Спуск к дороге, идущий от дерева на переднем плане, нужно вышивать "по форме" (взгляните на вышивку: стежки плавно уходят вниз, очерчивая форму бугра).

Дорогу, в данном случае, следует вышивать "по горизонтали". Темные и светлые пятна и полосы придадут ей разбитый санными повозками вид.

Мужика, лошадь и сани нужно вышивать тоже "по форме", но схематично, так как они вдалеке и очень маленькие.

Еще на картине изображена фигура женщины возле сарая. Ее советую сделать горизонтальными стежками в виде двух пятен - светлого и темного.

Желаю успехов! Буду рада, если мой опыт вам пригодится.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Школа практических знаний»