Обед молодого тираннозавра

Окаменелого хищного ящера нашли с остатками добычи внутри.

Тираннозавры в длину вырастали до 13 метров и больше, масса их доходила до 15 тонн, а длина зубов – до 18 см. Добыча была им под стать: они охотились на очень крупных травоядных динозавров, вроде трицератопса, который сам весил как африканский слон. Это не умозрительные догадки: о рационе тираннозавров палеонтологи знают по обглоданным костям со следами тираннозавровых зубов, по окаменевшим фекалиям и пр. Но ведь тираннозавры не сразу появлялись на свет такими огромными. Очевидно, что взрослый трицератопс молодым тираннозаврам был не по зубам, их добыча должна была быть небольшой. Какое-то время специалисты гадали, на кого охотился тираннозавровый молодняк: череп и зубы у них были не такие крепкие, как у взрослых, так что жертва должна была быть не просто небольшой, но и удобопоедаемой.

(Иллюстрация: Julius Csotonyi)

Новая находка, которую описывают в Science Advances сотрудники Университета Калгари, без всяких догадок наглядно демонстрирует, что именно ели молодые тираннозавры. Находка – это остатки молодого горгозавра, который жил примерно 75 млн лет назад на территории нынешней канадской провинции Альберты. (Вообще говоря, его нашли ещё в 2009 году, просто потребовалось время, чтобы до него дошли руки у исследователей.) Горгозавры относятся к семейству Тираннозаврид, в котором есть несколько родов, в том и числе и собственно тираннозавры. Все они похожи друг на друга; и мы не делаем слишком большую ошибку, называя горгозавров тираннозаврами – мы просто описываем их более общим словом.

горгозавр с едой внутри.jpg

Остатки молодого горгозавра с костями съеденных динозавров внутри. Фото: Darla Zelenitsky / University of Calgary / Royal Tyrrell Museum

Молодому горгозавру из канадской окаменелости было 5–7 лет, в длину он был около 4 метров и весил около 350 кг – примерно как крупная домашняя свинья. Самое главное, что внутри у него остались кости двух других динозавров вида Citipes elegans, небольших птицеподобных ящеров, бегавших на двух ногах. Когда эти двое попались горгозавру, им было не больше года, и были они размером с индейку. Обоих он съел примерно в течение нескольких часов или нескольких дней, причём ел горгозавр только задние ноги, то есть самую мясную часть добычи (соответственно, вид Citipes elegans определили по костям ног).

Тираннозавриды должны были примерно до одиннадцати лет питаться небольшой добычей с хрупкими костями. Потом они начинали резко расти, и вскоре всякая мелочь переставала их интересовать – теперь они уже могли отбивать детёнышей от стада крупных травоядных динозавров, а потом начинали охотиться уже и на взрослых гигантов. Окаменелости молодых тираннозавров попадаются не очень часто, а уж окаменелость, подобная этой, которая прямо свидетельствует о поведении и экологии давно вымершего существа – редкость вдвойне. Но, к счастью, палеонтологам время от времени такие попадаются. Кстати, совсем недавно было похожее сообщение о трилобите, которого тоже нашли с едой внутри. А летом мы писали о совершенно удивительной находке: сцепившихся в последней схватке плотоядного млекопитающего и растительноядного динозавра, которые так вместе и погибли во время извержения древнего вулкана.