Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Почему разные алфавиты похожи друг на друга?

Общие черты в письменности различных языков можно объяснить общими для всех людей зрительно-эстетическими предпочтениями.

Можно ли найти что-то общее между буквами русского алфавита и английского? Очевидно, можно. А между кириллицей и арабской вязью? Или между латиницей и санскритом? Тут, кажется, уже ничего общего нет и в помине. Тем не менее, оно, это самое общее, все-таки есть.

Оливье Морен (Olivier Morin) из Института истории человечества Общества Макса Планка вместе с коллегами сравнил написания 116 языков, как современных, так и древних, от английского и русского до санскрита. Языки выбирались те, у которых есть алфавит или слоговая азбука (как в корейском), или комбинация того и другого. Соответственно, языки с логографическим письмом – то есть такие, в которых, грубо говоря, пишут очень сложными символами, означающими сразу целое слово (как иероглифы в китайском или клинообразные знаки в шумерском) – такие языки для анализа не брали.

В общей сложности исследователи прогнали через специальный алгоритм более 5500 знаков, в которых особое внимание обращали на то, как в них идут линии (то есть вертикальные они, горизонтальные или косые), а также оценивали поперечную и продольную симметрию знаков.

В статье в Cognitive Science говорится, что по всем языкам в письменных знаках вертикальные и горизонтальные линии преобладают – они используются с вероятностью 61% (если брать латиницу, то и все 70%), т. е. их очевидно больше, чем косых. Что до симметрии, то здесь с вероятностью в 70% преобладает вертикальная симметрия (например, как в буквах А и Т).

Но все-таки – почему так? Известно, что у нас есть определенные эстетические предпочтения, общие для всех людей и касающиеся определенных геометрических форм, и эти предпочтения можно увидеть прямо в нейронной активности: на объекты с вертикальной симметрией соответствующие нейроны реагируют быстрее, так же как и на горизонтали с вертикалями. Вероятно, причина тут в том, что весь ландшафт вокруг нас опирается на вертикальное и горизонтальное измерение, а вертикальная симметрия – обязательное свойство человеческого лица, и чтобы ориентироваться на местности и правильно узнавать других, мозг должен в первую очередь уметь видеть нужные геометрические параметры.

И письменные знаки для разных языков, очевидно, формировались именно под влиянием таких вот предпочтений, встроенных прямо в нашу нервную систему. При этом, по словам самого Оливье Морена, характерные особенности знаков появились сразу и потом почти не менялись, то есть в знаки с самого начала создавались с преимуществом вертикальной симметрии и вертикальных и горизонтальных линий.

С одной стороны, как пишет портал Science, такие данные противоречат гипотезе о том, что письменные знаки эволюционировали, становясь более простыми в написании, но, с другой стороны, если бы они имели свойство меняться, то у людей возникли бы проблемы в том, чтобы понимать написанное старыми и новыми письменами. Так что эволюция знаков вряд ли была очень уж масштабной.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

Статьи по теме