Почему раковые клетки не любят фитнес

Адреналин, появляющийся в крови во время физкультуры, портит жизнь некоторым раковым клеткам.

Клетка рака молочной железы. (Фото Wellcome Images / Flickr.com.)

Известно, что физические упражнения уменьшают риск некоторых онкологических заболеваний, в том числе и рака молочной железы. Однако подавляющее большинство исследований на эту тему говорят о статистической взаимосвязи.

Какой бы надежной статистика ни была, она ничего не говорит о механизме явления. Понять, что тут происходит на молекулярно-клеточном уровне, попытались сотрудники Копенгагенского университета.

Женщин, которые успешно вылечились от рака груди, просили два часа позаниматься физическими упражнениями, после чего у них брали образец крови, выделяли из нее сыворотку и эту сыворотку добавляли в культуру раковых клеток. Жизнеспособность клеток падала – они хуже росли, делались чувствительней к разнообразным стрессам и т. д.

Чтобы выяснить, какие именно «фитнес»-молекулы в крови подавляют рост раковых клеток, исследователи повторили эксперимент, взяв образцы крови у нескольких здоровых женщин и нескольких пациенток с только что появившимися опухолями; и у тех, и у других кровь брали до и после двухчасовой физкультуры.

Прежние результаты подтвердились: кровь после фитнеса не давала опухолевым клетках расти, причем не только в клеточной культуре, но и в мышах, которым вводили раковые клетки и сыворотку крови – с «фитнес»-сывороткой опухоли у животных развивались реже, чем после сыворотки из крови, взятой до упражнений. Однако эффект исчезал, если у злокачественных клеток блокировали рецепторы к адреналину.

Уровень адреналина (и норандреналина) в крови действительно повышается после физической нагрузки, особенно, если нагрузка была значительной. Наткнувшись на раковую клетку, он активирует в ней так называемый Hippo-сигнальный путь. Сигнальная цепочка Hippo управляет делением клеток и ростом органов, и название Hippo происходит от названия одного из белков – мутации в этом белке приводят к тому, что ткани и органы сильно разрастаются, как если бы они принадлежали гиппопотаму.

Но для того, чтобы ткани и органы росли правильно, клетки должны не только делиться, они также должны своевременно умирать. И тот же сигнальный путь Hippo управляет заодно апоптозом – программой клеточной смерти, которая включается, когда клетку нужно аккуратно уничтожить. Адреналин и норандреналин, как говорится в статье в Cancer Research, действуя через сигнальные белки Hippo-пути, понуждают раковые клетки к суициду – поэтому они легче погибают и поэтому колония клеток перестает расти.

Правда, раковых клеток, как мы знаем, существует много разных типов, и адреналин с норадреналином действуют только на одну линию клеток рака молочной железы, называемую MCF-7. И, например, на клетки другой разновидности, которые появляются при тройном негативном раке груди, ни адреналин, ни норадреналин не действуют. (Клетки тройного негативного рака лишены рецепторов к трем гормонам  (откуда и название), и лечить больных с такой опухолью намного сложнее.)

Полученные результаты вполне согласуются со статистическими данными, согласно которым физические упражнения снижают риск далеко не всякой злокачественной опухоли, и в случае тройного негативного рака этот защитный эффект действительно проявляется довольно слабо.

Впрочем, хорошо уже и то, что таким относительно простым способом можно унять активность хоть каких-то раковых клеток – конечно, физические упражнения вряд ли могут стать чудо-средством, даже по отношению к строго определенному раку, однако с их помощью можно увеличить эффективность существующих методов лечения.
По материалам MedicalXpress.