Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Виноваты ли социальные сети в депрессии?

Люди, которые часто и подолгу сидят в соцсетях, чаще впадают в депрессию – однако пока неясно, сами ли соцсети вводят нас в депрессию, или же депрессия гонит в соцсети.

Социальные сети помогают нам знакомиться с новыми людьми, общаться, развиваться и т. д. Но у всего на свете есть тёмная сторона, и уже существует целый ряд психологических работ, результаты которых говорят о не очень хорошем влиянии Facebook, Twitter, Google+, Snapchat и прочих похожих сервисов на психику. До сих пор, однако, результаты подобных исследований оказывались неоднозначными, как из-за небольшой статистики, так и из-за того, что их авторы сосредотачивались на какой-то одной сетевой платформе.

Психологи из Питтсбургского университета постарались учесть оба эти возражения: их статистика охватывает данные о психологическом состоянии почти 1 800 человек в возрасте от 19 до 32 лет, пользовавшихся 11 самыми популярными социальными интернет-сервисами (вышеупомянутые Facebook, Twitter, Google+, Snapchat плюс Reddit, Tumblr, Pinterest, Instagram, Vine и LinkedIn).

В среднем каждый участник опроса тратил на них 61 минуту в день, заходя в свои аккаунты 30 раз в неделю. Но это в среднем, а ведь кто-то проводит в интернете больше времени, кто-то меньше. Вот и здесь сетевую активность сопоставили с уровнем депрессивности, и оказалось, как говорится в статье в Depression and Anxiety, что чем чаще человек заходил в социальные сети и чем дольше в них сидел, тем более депрессивным он был.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Так, если оценивать по частоте посещения, то те, кто заходил на сайт социальной сети чаще всего, психологически чувствовали себя в 2,7 раз хуже, чем те, кто заходил в соцсети реже остальных. А если оценивать по времени, проведённом в Фейсбуке, Твиттере и пр., то тут одни «юзеры» отличались по депрессивности от других в 1,7 раза. Разумеется, эти цифры получили, как говорится, при прочих равных условиях, то есть исследователи учитывали и влияние других факторов, которые могли бы простимулировать депрессию, от возраста и пола до уровня дохода и условий жизни.

Можно ли отсюда сделать вывод, что социальные сети провоцируют депрессию? Не совсем – сами авторы работы уточняют, что в данном случае мы имеем дело с сугубо коррелятивной закономерностью, и что тут причина, а что – следствие, пока непонятно. Вполне может быть так, что как раз человек с повышенной тревожностью, снедаемый грустью и тоской, устремляется в социальную сеть в надежде облегчить, так сказать, душевные страдания.

С другой стороны, не составляет труда представить, как именно Твиттер, или Фейсбук способны испортить настроение. Во-первых, они наводят нас на размышления о чужой прекрасной жизни – разглядывая счастливые фото и читая счастливые посты других людей, мы рано или поздно задумываемся о том, какие же мы неудачники; во-вторых, это ощущение зря потраченного времени; в-третьих, это брань, ссоры и скандалы, на которые интернет так богат.

В общем, вопрос причинно-следственной связи между депрессией и жизнью в сетях требует дальнейшего изучения. Кроме того, не стоит забывать, что исследование проводили в США, и что в других странах – особенно в тех, где есть свои социальные сети, вроде нашего Вконтакте или китайского Sina Weibo – психологические нюансы интернет-общения могут быть другими. А могут и не быть.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Статьи по теме