Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Почему мы возвращаемся в Фейсбук

Многие из нас и нескольких минут не могут прожить без того, чтобы не заглянуть в социальную сеть. И, хотя каждый человек может объяснить это по-своему, в целом непреодолимую тягу к социальной сети можно объяснить всего четырьмя причинами.

Для многих из нас тяга к Фейсбуку, Вконтакте и другим социальным сетям превратилась едва ли не в натуральную зависимость: мы поминутно обновляем ленту новостей, бесконечно роемся в каких-то фотографиях и т. д. И многие, конечно, рано или поздно замечают, что большая часть времени, потраченного на подобные занятия, тратится попросту зря. Кто-то даже пытается уйти из-под фейсбучного «проклятия», деактивируя аккаунт или даже стирая соответствующее приложение со своего мобильного устройства.

Но это помогает далеко не всегда: по статистике, только одному из десяти пользователей Фейсбука удаётся уйти из сети, другие же по разным причинам возвращаются. В статье, опубликованной в Social Media + Society, группа психологов из Корнелльского университета пытается разобраться в том, почему нас тянет обратно в социальные сети.

 Эрик Баумер (Eric Baumer) и его коллеги начали с эксперимента: прошлым летом они организовали в интернете кампанию «99 дней свободы» – тот, кто хотел присоединиться, ставил на свою фейсбучную аватарку логотип проекта и давал слово, что в течение 99 дней не зайдёт в Фейсбук. (Заметим, что доступ к нему никак специально не блокировали, то есть всё зависело от доброй воли и выдержки самого человека.) В этом своеобразном соревновании приняли участие более 40 тысяч пользователей сети, и, разумеется, далеко не всех их хватило на 99 дней.

Чтобы узнать, почему человек всё-таки снова зашёл в Фейсбук, несмотря на данное обещание, авторы работы трижды, на 33-й, 66-й и 99-й дни, рассылали специальные анкеты, в которых психологические вопросы были перемешаны с обычными анкетными пунктами «возраст-пол-семейное положение». Проанализировав собранные данные, исследователи пришли к выводу, что есть всего четыре главные причины, которые заставляют нас без нужды заходить в социальную сеть. Во-первых, так делали те, кто полагал, что Фейсбук вызывает зависимость. Подчеркнём, что тут речь идёт не о том, вызывает ли он её на самом деле, а о том, что некоторые люди ухитряются себя в этом убедить. Те, кто считали соц. сеть обычной привычкой, а не зависимостью, и вели себя соответственно.

Вторая причина – если через социальную сеть вы хотите влиять на то, как вас представляют другие. Если «пиар-функция» Фейсбука в голове выключена, то такой человек легко переносит расставание с ним. Третья причина – скверное настроение. Любопытно, что именно Фейсбук порой называют причиной депрессий, и тогда у нас получается порочный круг: плохое настроение заставляет нас погружаться в социальную сеть, от чего нам становится только хуже. Наконец, в-четвёртых, если человек нигде, кроме как в Фейсбуке, не общается, то, очевидно, желание хоть какого-то социального контакта будет тянуть его в цукербергово детище.

Все четыре причины можно назвать очевидными, однако в данном случае важно, что их сформулировали в общем виде и на основании достаточно мощной статистики. Самой сложной с точки зрения бытовой психологии тут кажется причина номер один, когда мы убеждаем сами себя в том, что у нас зависимость от социальной сети. Ровно год назад мы писали об исследовании психологов из Университета Олбани, которые прямо утверждали, что от Фейсбука можно быть зависимым точно так же, как от каких-нибудь наркотиков. Интересно, авторы этой работы – не убедили они, часом, самих себя в существовании фейсбук-аддикции?

Автор: Кирилл Стасевич