«Испанские» неандертальцы исчезли до прихода сапиенсов

Кто повинен в исчезновении пиренейских неандертальцев — «испанские» Homo sapiens или сильнейшее извержение вулкана в Кампании, остается предметом спора.

Исследование, опубликованное в журнале Nature в августе 2014 года, показало, что неандертальцы исчезли в Европе в промежутке между 41 и 39 тысячами лет назад. Такой вывод появился в результате анализа находок с территории от Причерноморья до побережья Атлантического океана. Однако новая работа показывает, что на Пиренейском полуострове неандертальцы исчезли раньше, возможно, около 45 тысячи лет назад. Об этом говорят новые даты, полученные для памятника стоянки Эль Сальт (El Salt).

Реконструкция внешнего вида неандертальца. Изображение: Fabio Fogliazza / Human Evolution Museum (MEH)-Junta de Castilla y León (Spain)/

«Оба вывода не противоречат друг другу, а дополняют», – считает Бертила Гальван (Bertila Galván), ведущий автор новой статьи, вышедшей в Journal of Human Evolution, исследовательница из Университета Ла-Лагуна в Тенерифе (Испания). Она была также автором статьи в августовском Nature.

До последнего времени у археологов не было прямых дат для останков неандертальцев из Испании. Теперь они есть – во всех случаях останки имеют возраст не менее 43 тысяч и не более 45 тысяч лет. Контекст позволяет несколько сузить эту дату. Наиболее поздние останки помечены как сомнительные или сопровождаются небольшим количеством каменных орудий, которые могли бы подтвердить атрибуцию костей.

В августовском исследование из Nature «отправной точкой» считалась дата в 40 тысяч лет назад, так после этого времени нет почти никаких свидетельств присутствия неандертальцев в Европе. При этом авторы статьи признавали, что процесс «вымирания» этих «родственников» человека был сложным и по-разному проявлялся в разных частях Европы.

В этом контексте новая работа ставит под сомнение присутствие неандертальцев на Пиренейском полуострове позже 43 тысяч лет назад. При этом авторы исследования предоставили информацию, которая свидетельствует о надёжном археологическом контексте новых дат. Они также подтверждены «надёжной информацией» с других памятников в Испании.

Вместе с новыми датами в статье публикуется и находка шести зубов взрослого Homo neanderthalensis. Возможно, это один из последних «испанских» неандертальцев.

Новые высокоточные методики анализа вместе с палеоэкологическими и археологическими данными указывают на постепенное угасание неандертальцев. Скорее всего, «вымирание» было не внезапным, а постепенным, в течение нескольких тысячелетий, говорит Кристо Эрнандес (Cristo Hern?ndez), соавтор новой статьи и научный сотрудник Университета Ла-Лагуна.

Постепенное исчезновение неандертальцев совпало с изменением климата: он стал более засушливым и холодным. Люди современного вида никак не повлияли на исчезновение «испанского» Homo neanderthalensis – на Пиренейском полуострове они появились после того, как их «родственники» вымерли. Новые даты указывают на хронологический разрыв между последними пиренейскими неандертальцами и первыми «испанскими» Homo sapiens. Это разрыв подтверждается и слоем запустения, который есть не только в Эль Сальте, но и на других памятниках Иберии.

Линии неандертальцев и людей современного вида разошлись от общего предка около 500 тысяч лет назад. Предполагается, что в пике развития численность неандертальцев достигала 70 тысяч. Но их число неизменно сокращалось, пока Homo neanderthalensis не вымерли в период между 35 и 41 тыс. лет назад. Некоторые учёные предполагали, что люди современного вида истребили конкурентов-гомининов. Другие исследователи говорят, что неандертальцы смешивались с Homo sapiens до тех пор, пока не были полностью ассимилированы.

Сторонники ещё одной теории считали, что причиной вымирания Homo neanderthalensis стало суперизвержение в Кампании (район современного Неаполя), которое около 40 тысяч лет назад привело к резкому похолоданию. Однако недавнее исследование ставит под сомнение эту версию.

По материалам EuropeSINC