Неандертальская «инновация» и сегодня в ходу у скорняков

Инструмент, который до сих пор используется для производства дорогих женских сумочек, возможно, изобрели неандертальцы.

Первые костяные орудия труда на территории Европы были изготовлены неандертальцами. К такому выводу пришли авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Найденные на территории двух неандертальских стоянок во французском департаменте Дордонь орудия относятся к типу lissoir (в переводе с французского лощило или гладило). Возраст находок — от 41 до 48 тыс. лет и 51 тыс. лет. Любопытно, что никаких следов Homo sapience на стоянках не обнаружено.

Костяные орудия неандертальцев (фото Abri Peyrony & Pech-de-l’Azé I Projects) .
Так неандертальцы использовали свое лощило из оленьих ребер (реконструкция Abri Peyrony & Pech-de-l’Azé I Projects).
Знаменитая сумка «Birkin» фирмы «Hermès», изготовленная с помощью такого же инструмента, которым выделывали шкуры неандертальцы (wikipedia.org).

Орудия изготовлены из ребер оленя,  длинной от 20 до 40 см.  Изучив поверхность находок,  ученые установили, что они действительно использовались для выделки кожи. Неандертальцы демонстрируют неплохое знание и материаловедения — будь такой инструмент изготовлен из камня, он бы деформировал кожу. А кость для такого изделия подходит лучше всего. Такие инструменты и сейчас в ходу у скорняков.

Мария Соресси из Лейденского университета, которой принадлежит одна из находок, показала эти инструменты скорнякам из компании «Hermès», известной своими дорогими женскими сумками, стоимость которых достигает десятков тысяч долларов США,  и они сразу же узнали свой рабочий инструмент.

«Они брали именно ребра  и придавали наконечнику округлую форму, полируя рабочую сторону для блеска. При обработке шкуры таким инструментом она становится более эластичной и водостойкой. И именно ребра из всех костей подходят лучше всего для такой работы, так как их удобно держать в руке и они не повреждают кожу», -  прокомментировал результаты один из авторов исследования Шэннон Макферрон из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия).

Почему неандертальцы исчезли в лица Земли, оставив нам на память лишь несколько процентов  генома,  до сих пор загадка для ученых. Последнее известное свидетельство о неандертальцах было найдено в Гибралтаре и относится к 26 – 22 тыс. до н.э. Исчезновение неандертальцев связывают с истреблением их людьми, пришедшими из Африки, или с климатическими причинами. «Судя по тому, что неандертальцы скрещивались с Homo sapience, скорее всего они все-таки находили какой-то общий язык друг с другом и вряд ли были врагами на 100%», - считает профессор Сванте Паабо, который расшифровал геном неандертальца и доказал, что наши два вида скрещивались между собой.

По другой теории, наши предки сапиенсы, несмотря на то, что вышли из теплой Африки, успешнее приспособились к суровому климату, чем ранее обосновавшиеся в Европе неандертальцы. В качестве примера Ян Джиллиан ( Ian Gilligan) и его коллеги из Австралийского государственного университета приводят умение сапиенсов шить теплую одежду. Но, согласно новым находкам, неандертальцы умели обрабатывать кожу, а значит, преуспели в портновском деле.

Ученые выдвинули несколько возможных сценариев, чтобы объяснить происхождение инструментов. Считается, что первая волна  Homo sapience  с их каменными и костяными орудиями достигла Европы  около 43 тыс. лет назад. Но, возможно, это произошло несколько раньше, и тогда все-таки неандертальцы могли позаимствовать  у сапиенсов кое-что из орудий труда. Или же это действительно изобретение неандертальцев, которое потом перешло к людям. Пока нет доказательств, которые могли бы подтвердить одну из теорий.

В любом случае, неандертальцы больше не представляются специалистам как рычащие в глубине пещер дикари. Это ремесленники, которые выживали в суровых условиях в течение долгого времени и явно были неглупы.