Как вырастить новое поколение научно-технической элиты России?

Начало: 21.03.2006 | Окончание: 03.04.2006


Гинзбург Виталий Лазаревич


Виталий Лазаревич Гинзбург – Нобелевский лауреат по физике 2003 года, академик РАН, с 1940 г. работает в Физическом институте им. Лебедева РАН, советник РАН, главный редактор журнала «Успехи физических наук».

За выдающиеся научные заслуги В.Л. Гинзбургу были присуждены Государственная премия (1953 г.), премии им. О.Э. Мандельштама (1947 г.) и им. М.В. Ломоносова (1962 г.) Президиума АН СССР, Золотая медаль им. Н.И. Вавилова (1995 г.) и Большая медаль им. М.В. Ломоносова (1995 г.) РАН. Виталий Лазаревич – иностранный член 9 Академий наук.

Основные труды Виталия Лазаревича относятся к теории распространения волн в ионосфере, радиоастрономии и астрофизике, вопросам происхождения космических лучей, термодинамической теории сегнетоэлектрических явлений, теории сверхпроводимости и сверхтекучести, теории излучения. В 1940 году Гинзбург разработал квантовую теорию эффекта Черенкова-Вавилова и теорию черенковского излучения в кристаллах. В 1950-1951 годах работал над проблемами термоядерных реакций. С 1958 исследует вопросы теории экситонов и кристаллооптики. Он разработал теорию магнитотормозного космического радиоизлучения и радиоастрономическую теорию происхождения космических лучей.
Созданная им в 1950 г. (совместно с Л.Д. Ландау) полуфеноменологическая теория сверхпроводимости (теория Гинзбурга–Л.Д. Ландау) легла в основу построенной позднее микроскопической теории Бардина–Купера–Шриффера. В 2003 году В.Л. Гинзбургу «за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей» была присуждена Нобелевская премия .

В Физическом институте им. Лебедева РАН В.Л. Гинзбург организовал знаменитый теоретический семинар, воспитавший не одно поколение российских физиков.
В.Л. Гинзбург – автор большого числа научных публикаций, нескольких монографий по физике и астрофизике и нескольких публицистических книг.

В 2004 году был образован Фонд В.Л. Гинзбурга «Успехи физики», основными задачами которого являются реализация просветительских, информационно-издательских и образовательных проектов, направленных на возрождение активного интереса молодежи к творчеству в сфере исследований и технологий, а также пропаганда новейших достижений науки и техники. По мнению Виталия Лазаревича, самой серьезной проблемой нашей нынешней системы образования является утеря мотивационной составляющей, воспитывающей в молодежи активный интерес к творческой самореализации. Он разработал предложения по вопросам, связанным с содержанием образовательного процесса, и в конце октября 2005 года через сайт Фонда «Успехи физики» обратился к педагогическому сообществу России, Министерству науки и образования, представителям крупного российского бизнеса, руководителям инновационных компаний. В частности, он предложил начать совместную работу по подготовке просветительского образовательного курса «История великих изобретений, открытий и инноваций» (полностью с обращением можно познакомиться по адресу http://www.uspekhi-fond.ru/news/12.html).

Дорогие читатели! Виталий Лазаревич Гинзбург благодарит всех за присланные вопросы и просит сообщить, что если бы он был молодым и здоровым, он бы сам поработал над ответами на ваши вопросы. Но сейчас это для него затруднительно, поэтому ответы подготовлены сотрудниками Фонда Виталия Лазаревича Гинзбурга и с ним согласованы. При этом мы получили ответы не на все ваши вопросы.

Просмотров: 11440 | Комментариев: 0


Вопросы и ответы:


Вопрос:

Дмитрий Бобров, Москва
Уважаемый Виталий Лазаревич! Что Вы вкладываете в понятие "научно-техническая элита"? Пересекается ли это понятие с понятием "Научная школа"? Имеет ли еще смысл понятие "научная школа" в нашем отечестве? Не упущено ли безнадежно время, ведь за последние 15-17 лет уровень исследований и преподавания в ВУЗах ( я сужу по педагогическим и инженерным ВУЗам "средней руки") упал, как мне кажется до пещерного уровня. Что нужно делать для восстановления научных школ?
Вторая группа вопросов касается средней школы. Не следует ли для развития интереса к исследованиям (науке, знаниям -- как угодно) у школьников организовать на государственном уровне производство и прокат кино- теле- и даже интернет-образовательных программ? Опыт такой ведь был в нашей стране (вспомните очень неплохие научно-познавательные и учебные фильмы ЦСДФ, образовательные телевизионные программы).
Как Вы относителсь к "научным" музеям, достаточно широко распространенным за рубежом, в которых дети могут "работать" с экспонатами? Может быть одним из путей повышения интереса детей к науке (не в этом ли главная цель, ведь именно из них может получиться или не получиться научно-техническаяя элита?) могла бы стать сеть специальных научно-технических центров, в которых детям будет предоставлена возможность знакомиться с самыми последними достижениями науки и техники и даже принимать участие в каких-то работах?

И, наконец, что делать со школьными учителями? Среди них есть замечательные люди, отчаянно любящие свое дело и непплохо знающие свой предмет. Но их, увы, меньшинство. Есть ли какой-то механизм, который заставить учителя русского языка выучить склонение числительных и вместе с учниками посмеяться над высоким чиновником, упорно говорящим про "двухтысячно шестой год", есть ли механизм, способный заставить учителя "естественника" разобраться и посмеяться вместе с учениками над бреднями квази-профессора Мулдашева, а историка -- разобраться и объяснить детям бред "новой хронологии" Фоменко? Или остается надеяться только на элиту?

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Уважаемый Дмитрий! Сложно отвечать на столь «глобальные» вопросы, к тому же достоверный ответ на вопрос о необратимости и глубине тех или иных изменений сможет дать лишь историк через достаточно продолжительное время.
По существу. Пожалуй, научно-технической элитой можно назвать людей, способных решать самые сложные и актуальные задачи, стоящие перед цивилизацией. Научно-техническая элита не может существовать без научных школ, как не может существовать верхушка пирамиды без самой пирамиды. Я не считаю, что все потеряно, хотя советской науки больше нет, и восстановление ее в том же виде вряд ли возможно и вряд ли целесообразно. Научные школы могут воспроизводиться, если будет существовать вообще научная деятельность в России.

Сложность состоит в том, что спрос на науку есть только у одного покупателя – у государства. В советское время спрос на науку был весьма высок в период холодной войны. С окончанием холодной войны спрос упал, причем не только в России, мировая наука в целом «жалуется» на падение интереса к ней. Есть значительный спрос на образование, и в связи с этим получает поддержку и наука. Однако одна из проблем развития в России состоит в том, что историческинаука и образование были структурно разделены, поэтому для научных организаций России затруднительно воспользоваться этим источником.

И в дополнение я бы сказал, что недостаточно активна корпорация людей, занимающихся наукой – они совершенно недостаточно пропагандируют свои идеи и взгляды, их полезность и нужность для общества. Представляется, однако, что в последнее время ситуация начинает меняться. Постепенно слова о необходимости инновационного развития России становятся общим местом, если в сознании людей возникнет прочная связка между успехом, хорошим образованием, интеллектом и т.п. – многое изменится.

Далее. Мы сторонники любой разумной просветительской деятельности. Для инновационного развития нужны люди, способные его претворять в жизнь, а значит, часть детей и школьников должна приходить в научно-техническую сферу. Если не будет какого-то количества хороших учителей, кружков, доступных книг, видеоматериалов, пособий и т.д. и т.п., можно прекращать говорить об инновационном развитии. Вот только не верим мы в программы создания «сети специальных центров» и тому подобные кампании – должна быть активность самих людей (родителей, учителей, предпринимателей…) и поддержка самых разнообразных усилий активных людей. Скажем, не стоит создавать программу повсеместного создания научных музеев, но если где-то такой музей создан, он заслуживает всесторонней поддержки. Крайне желательно производство всевозможных пособий и инструментов для образования и самообразования. И еще раз: надежда на активное меньшинство.




Вопрос:

Х
- Ваше отношение к теории относительности?

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Есть специальная теория относительности – это стандартный раздел физики, который должен быть и в школьных учебниках. И есть общая теория относительности, вокруг которой до сих пор иногда возникают споры. Я, однако, полагаю, что пока нет ни одного факта, требующего какого-либо развития общей теории относительности.



Вопрос:

Александр, 26 лет, Москва
Уважаемый Виталий Лазаревич!
Не могли бы Вы, по-возможности, тезисно охарактеризовать состояние международного термоядерного проекта ИТЭР: насколько исследован управляемый термоядерный синтез (УТС), существуют ли фундаментальные проблемы научно-теоретического характера, насколько реальна сейчас возможность получения промышленной энергии из реакций УТС, возможен ли и насколько может быть велик экологический ущебр от использования УТС в глобальной энергетике, насколько способен УТС заменить "традиционные" виды энергетики, включая атомную. Спасибо.

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Уважаемый Александр, Вы обратились не совсем по адресу, я совершенно не считаю себя специалистом в области термоядерной энергетики и от оценок воздерживаюсь.


Вопрос:

Д.Ю. Климушкин, Иркутск
Уважаемый Виталий Лазаревич, у меня три вопроса:

1) Не считаете ли Вы, что современный антиинтеллектуализм, клерикализм, фундаментализм, мистицизм и пр. свидетельствуют о начале нового этапа Средневековья, и что с этим уже ничего нельзя поделать, ибо это есть неизбежная закономерность развития цивилизации?
2) Если ситуацию все же можно изменить, то можно ли это сделать без нарушения прав человека?
3) И если мы действительно собирается менять эту пренеприятнейшую ситуацию, то не нужно ли создать ради этого политическую партию?
Спасибо!

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
1.Нет, я не считаю, что наступает что-либо, похожее на Средневековье; напротив, развитие идет настолько быстрыми темпами, что многие люди не успевают за ним, чувствуют себя потерянными. Но современная цивилизация дает людям столько удобств, что я сомневаюсь в возможности отказа от ее благ.

2. Я не вижу никакой связи таких вопросов с нарушением прав человека.

3. Я сильно сомневаюсь, что эти вопросы имеют какое-то отношение к политике.



Вопрос:

Yuri
- Что Вы думаете об исследованиях небычайных свойств воды прфессора Станислава Зенина?
Расшифрованы ли полностью физические и химические свойства воды? Обладает ли она памятью, способностью восприятия информации, даже настроением, как считает вышеназванный автор?


Вопрос:

Николай Горбач....г. ГОМЕЛЬ
Уважаемый Виталий Лазаревич, как Вы оцениваете получение высокотемпературного сверхпроводящего состояния протонов в протоннопроводящих средах? Моя статья по этому поводу выходит в международном журнале "Сверхпроводимость. Исследования и разработки".


Вопрос:

Райков Александр
-Не выглядит ли странным и парадоксальным то обстоятельство, что чем больше Физика (да и Наука в целом) устанавливает закономерностей Природы, тем шире открывается круг новых проблем непознанного?
Не подобно ли такое состояние Науки движению к бесконечному основанию пирамиды или конуса? Сечение «познанного» при удалении от вершины всё увеличивается и увеличивается, а Наука стремится «познать» каждую точку текущего сечения, не пытаясь установить исходные, начальные отношения элементов конуса и закон их изменения вдоль оси или образующей. Не кажется ли Вам бесперспективным такой метод и направление познания, поскольку такое относительное Знание может иметь только относительный характер? Назрела ли настоятельная необходимость сосредоточения Физики на выявлении начал и механизма действительности, которые и порождают это многообразие форм и закономерностей материи?


Вопрос:

Сергей Виноградов
Виталий Лазаревич, обращусь к Вам ещё с одним вопросом, но уже по организации взаимодействия фундаментальной науки и промышленных исследований. Я несколько раз встречал высказывание учёных о том, что внедрение сверхпроводников в промышленность (в случае получения материалов, способных работать при комнатных температурах) даст ничтожный экономический эффект, так как КПД современных установок и так высок. В то же время, если допустить возможность получения сверхпроводимости при температуре около 21градуса Цельсия, то можно сказать о колоссальном экономическом эффекте в станко- и роботостроении за счёт устранения возможности перегрева привода и отсутствия необходимости теплоотвода от двигателей в сверхпрецизионных станках. Мне кажется, эта ситуация довольно типична: учёные не знакомы с проблемами промышленности и им это неинтересно, а основную массу инженеров даже не пытаются учить фундаментальной науке, да и они не слишком к этому готовы. В результате более-менее сложные проблемы промышленности просто некому решать. Бывает, что математические задачи решаются инженерами с огромными трудностями заново, самостоятельно и с логическими ошибками, которые только по счастливой случайности и благодаря упорству не приводят к неправильным результатам.
Не является ли это слабостью системы образования, особенно в вопросе получения второй специальности? Какие меры предпринимает РАН для организации сотрудничества учёных и инженеров, особенно там, где инженеры не знают, что их задачи можно существенно упростить? Есть ли какие-либо программы сотрудничества между ВУЗами, которые могли бы дать студентам в рамках одной чисто инженерной специальности достаточную для решения сложных прикладных задач подготовку?


Вопрос:

Елена
Уважаемый Виталий Лазаревич, не кажется ли вам, что проблема состоит далеко не в отсутствии интереса у нашей молодежи к к творчеству в сфере исследований и технологий, а в том что те, у кого он есть ( а процент этих людей в обществе не меняется) просто давно уже не в России? Творят на благо мировой науки под флагами других государств. А те из них, кто даже хочет вернуться, сделать этого не могут по причине того, что полученые за рубежем научные степени не признаются в России (даже те, что получены в Гарвардах и Кембриджах). Причем не признаются степени именно русских ребят. Если иностранец приезжает с визитом, никто не отрицает, что он доктор (кандидат) наук. Разве это не позор? Вторая проблема - жилищная, на российскую зарплату жилье не снимешь. А свое жилье есть далеко не у всех...


Вопрос:

Кривоногов Денис Михайлович
Уважаемый Виталий Лазаревич, что, по Вашему мнению, необходимо предпринять нашему государству, чтобы хоть как-то противостоять клерикализации общества, лженаукам и мистерии всех видов?

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Мне как раз хотелось бы, чтобы как можно больше людей не рассматривало это как чью-то чужую обязанность. Гораздо лучше, чтобы мы не кивали на государство, а смотрели на это как на свое дело. Нужны заинтересованные люди и их усилия в области просвещения, нужны кружки и внешкольные занятия по естественным наукам, хорошо написанные книги, дискуссии и обсуждения.






Текст сообщения*
:D :) ;) 8-) :angel: :?/ :( :lol: :lolz: :o :| :evil: :cry: :{} %o :idea: :!: :?:
Защита от автоматических сообщений
 
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее