Элемент не найден!



Вопросы и ответы:


Вопрос:

Дмитрий Бобров, Москва
Уважаемый Виталий Лазаревич! Что Вы вкладываете в понятие "научно-техническая элита"? Пересекается ли это понятие с понятием "Научная школа"? Имеет ли еще смысл понятие "научная школа" в нашем отечестве? Не упущено ли безнадежно время, ведь за последние 15-17 лет уровень исследований и преподавания в ВУЗах ( я сужу по педагогическим и инженерным ВУЗам "средней руки") упал, как мне кажется до пещерного уровня. Что нужно делать для восстановления научных школ?
Вторая группа вопросов касается средней школы. Не следует ли для развития интереса к исследованиям (науке, знаниям -- как угодно) у школьников организовать на государственном уровне производство и прокат кино- теле- и даже интернет-образовательных программ? Опыт такой ведь был в нашей стране (вспомните очень неплохие научно-познавательные и учебные фильмы ЦСДФ, образовательные телевизионные программы).
Как Вы относителсь к "научным" музеям, достаточно широко распространенным за рубежом, в которых дети могут "работать" с экспонатами? Может быть одним из путей повышения интереса детей к науке (не в этом ли главная цель, ведь именно из них может получиться или не получиться научно-техническаяя элита?) могла бы стать сеть специальных научно-технических центров, в которых детям будет предоставлена возможность знакомиться с самыми последними достижениями науки и техники и даже принимать участие в каких-то работах?

И, наконец, что делать со школьными учителями? Среди них есть замечательные люди, отчаянно любящие свое дело и непплохо знающие свой предмет. Но их, увы, меньшинство. Есть ли какой-то механизм, который заставить учителя русского языка выучить склонение числительных и вместе с учниками посмеяться над высоким чиновником, упорно говорящим про "двухтысячно шестой год", есть ли механизм, способный заставить учителя "естественника" разобраться и посмеяться вместе с учениками над бреднями квази-профессора Мулдашева, а историка -- разобраться и объяснить детям бред "новой хронологии" Фоменко? Или остается надеяться только на элиту?

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Уважаемый Дмитрий! Сложно отвечать на столь «глобальные» вопросы, к тому же достоверный ответ на вопрос о необратимости и глубине тех или иных изменений сможет дать лишь историк через достаточно продолжительное время.
По существу. Пожалуй, научно-технической элитой можно назвать людей, способных решать самые сложные и актуальные задачи, стоящие перед цивилизацией. Научно-техническая элита не может существовать без научных школ, как не может существовать верхушка пирамиды без самой пирамиды. Я не считаю, что все потеряно, хотя советской науки больше нет, и восстановление ее в том же виде вряд ли возможно и вряд ли целесообразно. Научные школы могут воспроизводиться, если будет существовать вообще научная деятельность в России.

Сложность состоит в том, что спрос на науку есть только у одного покупателя – у государства. В советское время спрос на науку был весьма высок в период холодной войны. С окончанием холодной войны спрос упал, причем не только в России, мировая наука в целом «жалуется» на падение интереса к ней. Есть значительный спрос на образование, и в связи с этим получает поддержку и наука. Однако одна из проблем развития в России состоит в том, что историческинаука и образование были структурно разделены, поэтому для научных организаций России затруднительно воспользоваться этим источником.

И в дополнение я бы сказал, что недостаточно активна корпорация людей, занимающихся наукой – они совершенно недостаточно пропагандируют свои идеи и взгляды, их полезность и нужность для общества. Представляется, однако, что в последнее время ситуация начинает меняться. Постепенно слова о необходимости инновационного развития России становятся общим местом, если в сознании людей возникнет прочная связка между успехом, хорошим образованием, интеллектом и т.п. – многое изменится.

Далее. Мы сторонники любой разумной просветительской деятельности. Для инновационного развития нужны люди, способные его претворять в жизнь, а значит, часть детей и школьников должна приходить в научно-техническую сферу. Если не будет какого-то количества хороших учителей, кружков, доступных книг, видеоматериалов, пособий и т.д. и т.п., можно прекращать говорить об инновационном развитии. Вот только не верим мы в программы создания «сети специальных центров» и тому подобные кампании – должна быть активность самих людей (родителей, учителей, предпринимателей…) и поддержка самых разнообразных усилий активных людей. Скажем, не стоит создавать программу повсеместного создания научных музеев, но если где-то такой музей создан, он заслуживает всесторонней поддержки. Крайне желательно производство всевозможных пособий и инструментов для образования и самообразования. И еще раз: надежда на активное меньшинство.




Вопрос:

Х
- Ваше отношение к теории относительности?

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Есть специальная теория относительности – это стандартный раздел физики, который должен быть и в школьных учебниках. И есть общая теория относительности, вокруг которой до сих пор иногда возникают споры. Я, однако, полагаю, что пока нет ни одного факта, требующего какого-либо развития общей теории относительности.



Вопрос:

Александр, 26 лет, Москва
Уважаемый Виталий Лазаревич!
Не могли бы Вы, по-возможности, тезисно охарактеризовать состояние международного термоядерного проекта ИТЭР: насколько исследован управляемый термоядерный синтез (УТС), существуют ли фундаментальные проблемы научно-теоретического характера, насколько реальна сейчас возможность получения промышленной энергии из реакций УТС, возможен ли и насколько может быть велик экологический ущебр от использования УТС в глобальной энергетике, насколько способен УТС заменить "традиционные" виды энергетики, включая атомную. Спасибо.

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Уважаемый Александр, Вы обратились не совсем по адресу, я совершенно не считаю себя специалистом в области термоядерной энергетики и от оценок воздерживаюсь.


Вопрос:

Д.Ю. Климушкин, Иркутск
Уважаемый Виталий Лазаревич, у меня три вопроса:

1) Не считаете ли Вы, что современный антиинтеллектуализм, клерикализм, фундаментализм, мистицизм и пр. свидетельствуют о начале нового этапа Средневековья, и что с этим уже ничего нельзя поделать, ибо это есть неизбежная закономерность развития цивилизации?
2) Если ситуацию все же можно изменить, то можно ли это сделать без нарушения прав человека?
3) И если мы действительно собирается менять эту пренеприятнейшую ситуацию, то не нужно ли создать ради этого политическую партию?
Спасибо!

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
1.Нет, я не считаю, что наступает что-либо, похожее на Средневековье; напротив, развитие идет настолько быстрыми темпами, что многие люди не успевают за ним, чувствуют себя потерянными. Но современная цивилизация дает людям столько удобств, что я сомневаюсь в возможности отказа от ее благ.

2. Я не вижу никакой связи таких вопросов с нарушением прав человека.

3. Я сильно сомневаюсь, что эти вопросы имеют какое-то отношение к политике.



Вопрос:

Yuri
- Что Вы думаете об исследованиях небычайных свойств воды прфессора Станислава Зенина?
Расшифрованы ли полностью физические и химические свойства воды? Обладает ли она памятью, способностью восприятия информации, даже настроением, как считает вышеназванный автор?


Вопрос:

Николай Горбач....г. ГОМЕЛЬ
Уважаемый Виталий Лазаревич, как Вы оцениваете получение высокотемпературного сверхпроводящего состояния протонов в протоннопроводящих средах? Моя статья по этому поводу выходит в международном журнале "Сверхпроводимость. Исследования и разработки".


Вопрос:

Райков Александр
-Не выглядит ли странным и парадоксальным то обстоятельство, что чем больше Физика (да и Наука в целом) устанавливает закономерностей Природы, тем шире открывается круг новых проблем непознанного?
Не подобно ли такое состояние Науки движению к бесконечному основанию пирамиды или конуса? Сечение «познанного» при удалении от вершины всё увеличивается и увеличивается, а Наука стремится «познать» каждую точку текущего сечения, не пытаясь установить исходные, начальные отношения элементов конуса и закон их изменения вдоль оси или образующей. Не кажется ли Вам бесперспективным такой метод и направление познания, поскольку такое относительное Знание может иметь только относительный характер? Назрела ли настоятельная необходимость сосредоточения Физики на выявлении начал и механизма действительности, которые и порождают это многообразие форм и закономерностей материи?


Вопрос:

Сергей Виноградов
Виталий Лазаревич, обращусь к Вам ещё с одним вопросом, но уже по организации взаимодействия фундаментальной науки и промышленных исследований. Я несколько раз встречал высказывание учёных о том, что внедрение сверхпроводников в промышленность (в случае получения материалов, способных работать при комнатных температурах) даст ничтожный экономический эффект, так как КПД современных установок и так высок. В то же время, если допустить возможность получения сверхпроводимости при температуре около 21градуса Цельсия, то можно сказать о колоссальном экономическом эффекте в станко- и роботостроении за счёт устранения возможности перегрева привода и отсутствия необходимости теплоотвода от двигателей в сверхпрецизионных станках. Мне кажется, эта ситуация довольно типична: учёные не знакомы с проблемами промышленности и им это неинтересно, а основную массу инженеров даже не пытаются учить фундаментальной науке, да и они не слишком к этому готовы. В результате более-менее сложные проблемы промышленности просто некому решать. Бывает, что математические задачи решаются инженерами с огромными трудностями заново, самостоятельно и с логическими ошибками, которые только по счастливой случайности и благодаря упорству не приводят к неправильным результатам.
Не является ли это слабостью системы образования, особенно в вопросе получения второй специальности? Какие меры предпринимает РАН для организации сотрудничества учёных и инженеров, особенно там, где инженеры не знают, что их задачи можно существенно упростить? Есть ли какие-либо программы сотрудничества между ВУЗами, которые могли бы дать студентам в рамках одной чисто инженерной специальности достаточную для решения сложных прикладных задач подготовку?


Вопрос:

Елена
Уважаемый Виталий Лазаревич, не кажется ли вам, что проблема состоит далеко не в отсутствии интереса у нашей молодежи к к творчеству в сфере исследований и технологий, а в том что те, у кого он есть ( а процент этих людей в обществе не меняется) просто давно уже не в России? Творят на благо мировой науки под флагами других государств. А те из них, кто даже хочет вернуться, сделать этого не могут по причине того, что полученые за рубежем научные степени не признаются в России (даже те, что получены в Гарвардах и Кембриджах). Причем не признаются степени именно русских ребят. Если иностранец приезжает с визитом, никто не отрицает, что он доктор (кандидат) наук. Разве это не позор? Вторая проблема - жилищная, на российскую зарплату жилье не снимешь. А свое жилье есть далеко не у всех...


Вопрос:

Кривоногов Денис Михайлович
Уважаемый Виталий Лазаревич, что, по Вашему мнению, необходимо предпринять нашему государству, чтобы хоть как-то противостоять клерикализации общества, лженаукам и мистерии всех видов?

Ответ:

Гинзбург Виталий Лазаревич
Мне как раз хотелось бы, чтобы как можно больше людей не рассматривало это как чью-то чужую обязанность. Гораздо лучше, чтобы мы не кивали на государство, а смотрели на это как на свое дело. Нужны заинтересованные люди и их усилия в области просвещения, нужны кружки и внешкольные занятия по естественным наукам, хорошо написанные книги, дискуссии и обсуждения.






Текст сообщения*
:D :) ;) 8-) :angel: :?/ :( :lol: :lolz: :o :| :evil: :cry: :{} %o :idea: :!: :?:
Защита от автоматических сообщений
 
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее