Страницы: 1 2 След.
RSS
ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, Проблемные вопросы подготовки молодых научно-педагогических кадров для высших технических ВУЗов
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

PROBLEM OF PREPARATION OF YOUTHS SCIENTIFICALLY-PEDAGOGICAL PERSONNELS IS IN ASPIRANTURE


к.т.н. Козубцов И.Н., Козубцова Л.С.
Kozubtsov I.N., Kozubtsova L.S.

В статье рассмотрено основные проблемы подготовки молодых научно-педагогических кадров именно в аспирантуре.
In the article the basic problems of training of young scientifically-pedagogical personnels are considered exactly in aspiranture.

Учитель, преподаватель является ведущей фигурой в учебном заведении. В советское время не было специальной системы подготовки педагогических кадров для высшей школы. Фактически преподаватель высшей школы – это не специальность и не квалификация, а должность работника [1].
Со времени провозглашения государственного суверенитета Украины система подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров испытала кардинальные изменения. На современном этапе реформирования образования, как и раньше, остается актуальной проблемой, проблема подготовки научно-педагогических кадров на уровне современных требований общества. Поэтому с 1991 года в Украине государство большое внимание пытается уделить подготовке научных и научно-педагогических кадров. В связи с этим постановлением Кабинета Министров Украины, была создана Высшая аттестационная комиссия(ВАК) Украины, которая осуществляет аттестацию научных кадров. Для плодотворного функционирования ВАК в Украине создана нормативно правовая база подготовки научных и научно-педагогических кадров, основными документами которой является "Положение о подготовке научно-педагогических и научных работников", "Положения о порядке проведения кандидатских экзаменов", "Порядке присуждения научных степеней и присвоения ученых званий", "Перечне специальностей научных работников" и др.
Следует отметить, что одной из основных форм планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров есть учеба в аспирантуре, которая создается при высших учебных заведениях, научных учреждениях. Целью статьи является рассмотрение основной проблемы подготовки молодых научно-педагогических кадров именно в аспирантуре.
Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Реализовать эту цель могут только научно-педагогические работники, которым присущны духовность, высокая мораль, культура, интеллигентность, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление, гуманистическая направленность. Коренные изменения, которые произошли в социально-экономических условиях общества, способствовали выдвиганию требований внедрения научно обоснованной подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы. Такая подготовка предусматривает не только глубокое владение предметной отраслью, к которой принадлежит учебная дисциплина, но и научными основами преподавательской деятельности. Первым шагом, согласно Болонского процесса, до педагогической деятельности, есть учеба в магистрате [2]. Однако, большинство научно-педагогических работников, которые стремятся к получению ученых степеней, как правило, обходят образовательно-квалификационный уровень „Магистр”. До внедрения Болонского процесса образовательно-квалификационного уровня „Магистр” в странах СНД не было вообще.
Проблемой аспирантуры является направленность подготовки соискателей как научных работников для научно-исследовательских центров, и не уделяется надлежащего внимания уровню подготовки как педагогов. В странах СНГ профессия «преподаватель высшего учебного заведения» не была конституционной:
• нет документа государственного образца на право преподавания в высшей школе;
• не были указаны требования к специальным знаниям, умениям и способам деятельности преподавателя высшей школы;
• не были определены группы специальностей, из состава которых мог бы формироваться педагогический корпус разных высших учебных заведений;
• не было специальных учебных подразделов, которые обеспечивали бы подготовку к преподавательской деятельности в этих заведениях.
В условиях личностно-ориентированной учебы выпускники аспирантуры, т.е. молодые преподаватели, должны научиться видеть у студента личность, понимать всю сложность и многогранность его мира, находить его наследственные и приобретенные способности и перспективы, создавать максимально благоприятные условия для развития, различать сущность поступков и действий, чувств, эмоций и мотивов. Только при таких условиях молодой преподаватель сможет эффективно руководить процессом учебы, развития и воспитания студента как личности, контролировать этот процесс, вносить соответствующие стимулы и коррективы. К сожалению, выпускники аспирантуры этими свойствами не владеют, поскольку многие моменты обучения в ней носят чисто формальный характер. Адекватная деятельность научно-педагогического работника высшего учебного заведения является важной психологической предпосылкой эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагог должен не только передавать студенту знания и профессиональное умение, но и вовлекать его в достояние культуры, человеческое общение.
На наш взгляд следует возложить дополнительные требования на педагогическое образование и к аспирантуре:
• создание действенной системы допрофессиональной подготовки молодежи к педагогической деятельности;
• создание системы учебно-педагогических заведений, способной обеспечить становление и развитие личности педагога-воспитателя в условиях непрерывного педагогического образования через подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров;
• обеспечение подготовки выпускников педагогических учебных заведений как педагогов-исследователей, носителей культурно-исторического достояния народа, подготовка в условиях рыночной экономики конкурентоспособных специалистов на уровне мировых стандартов;
• обеспечение рационального соотношения социально общественного, общекультурного, психолого-педагогического и специального компонентов подготовки специалистов;
• обеспечение направленности учебных планов и программ педагогических заведений на прогрессивные тенденции развития системы образования, новую образовательную парадигму, на приоритетные учебные и информационные технологии, органическое сочетание методов и форм теоретической и практической подготовки педагога;
• развитие педагогической и психологической науки, методического достояния на основании исследовательской работы кафедр, лабораторий и обобщения творческого педагогического опыта;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации научных и научно педагогических кадров высшей квалификации через магистрат, аспирантуру, докторантуру;
• превращение высшего педагогического учебного заведения на ячейку культурно-образовательной работы с семьей, объединениями молодежи, населением, пропаганды психолого-педагогических и социально гуманитарных знаний, а также возрождения народных традиций, обычаев и обрядов;
• ввести в аспирантуре обязательную сдачу экзамена с кандидатского минимума по предмету «Педагогика и научные основы педагогического процесса в высшей школе».
На настоящее время в Украине и в странах СНГ разрабатываются концепции и модели подготовки компетентных педагогов [2]. Например, в концепции, предложенной Г. Луканкиным (Россия), составляющими являются такие структурные элементы:
• профессионально-педагогическая направленность преподавателя общеобразовательных дисциплин;
• профессионально-предметная направленность психолого-педагогической подготовки;
• фундаментализация и «педагогизация» предметной подготовки; научно-теоретическая направленность методической подготовки; повышение научно-теоретического и методического уровня педагогической практики студентов;
• реализация личностно-ориентированного подхода к подготовке специалистов; вооружение их современными педагогическими и информационными технологиями;
• создание учебных научно-производственных педагогических комплексов.
Структура модели теоретических основ профессиональной подготовки подана в виде нескольких блоках. Определяющим является блок «Социальный заказ общества (государственный стандарт специалиста)». К ее структуре принадлежат также профессиональная деятельность специалиста, модель выпускника высшего учебного заведения (три блока: преподаватель-гражданин, преподаватель-воспитатель, преподаватель предметной отрасли), методическая система учебы студента в высшей школе. Итоговым блоком в модели принята готовность специалиста к педагогической деятельности в условиях дифференциации учебы (три уровни педагогической квалификации преподавателя: репродуктивный, адаптивный, творчески моделирующий).
В Украине был разработан проект концепции педагогического образования, над которым работали преподаватели высших педагогических учебных заведений І-ІІ и ІІІ-IV уровней аккредитации. Но этот проект остался вне поля зрения Министерства образования. Впоследствии был создан коллектив, члены которого разработали новый вариант концепции.
Следовательно, для последующего развития системы подготовки будущих научно-педагогических работников для высших учебных заведений необходимо существенно пересмотреть образовательно-квалификационную характеристику подготовки соискателей в аспирантуре [3], а также ввести в аспирантуре обязательную сдачу экзамена с кандидатского минимума по предмету «Педагогика и научные основы педагогического процесса в высшей школе».

Литература
1. Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. – Донецк, 2003. – С. 7.
2. Слєпкань З.І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі: Навч. посіб. – К.: Вища школа, 2005. – 239 с. – ISBN 996-642-244-1.
3. Козубцов І.М. Актуальність та доцільність дослідження питання підготовки майбутніх науково-педагогічних працівників у вищих навчальних закладах // Известие науки. [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.inauka.ru/blogs/article94200.html
Главная проблема педагогики состоит вовсе не в этом! Главная проблема в том что педагоги в нашей ЕДиРастии так придавлены валом обязательных для заполнения бумаг, которых им спускают разного рода методисты, завучи, РОНОвщики и прочие дармоеды - что ни на детей, ни на самообразование уже не остается времени.
Пользователь забанен 14.10.2014
Спасибо за комментарий! Я с Вами полностью соглашусь, но изюминкой их работы является чисто формализм. Небело бы его отпала бы в их необходимости. Вот как примеру может приходить контролировать занятия заслуженного педагога «неук» который отроду никогда не проводил занятий. И говорить что плохо. Другое дело проверять молодого учителя. Но тут же цель проверки не6 достигается, поскольку перед тем как проверять по какому-то шаблону формализма, нужно этого педагога сначала обучить. Такой принцип действует в армии. Но увы я как человек сталкиваюсь с ней и… там он не выполняется. А как известно педагогика это творческая деятельность. Педагог должен творить «Чудо» и тут все эти люди ему и мешают своим «тупим» формализмом. :)
Цитата
Игорь Козубцов пишет:
Небело бы его отпала бы в их необходимости
Игорь! Я с Вами целиком соглашусь в том, что
Цитата
нужно этого педагога сначала обучить.
У нас в УГТУ-УПИ работа с молодыми кадрами полностью завалена. Кто будет заниматься с аспирантами, когда профессура - деды под 80  и более!  Особенно это относится к техническим специальностям. Видимо скоро им придет конец.
Цитата
Виктор Щербатский пишет:
У нас в УГТУ-УПИ работа с молодыми кадрами полностью завалена. Кто будет заниматься с аспирантами, когда профессура - деды под 80 и более! Особенно это относится к техническим специальностям. Видимо скоро им придет конец.


То что профессура в свое время залезла на пирамиду Олимпа так это давно известно. Им ну нужны конкуренты. Одно они не понимают, что жизнь когда-нибудь заканчивается, а после них возникнет пропасть. Необходимо своевременно молодежь вперед пропускать, дабы этой пропасти не возникло в будущем. Не зря знания – это сила. Но мы так и не научились их правильно передавать, хотя эта профессура богата жизненным, а парой и интуитивным опытом так и никогда не передаст этот  багаж знаний, увы. Вот поэтому, на мой взгляд, я могу ошибаться, но уровень знаний, которых студент может усвоить с развитием современной техники, уменьшается пропорционально этому прогрессу.
Второй пример. Когда профессура не знает и не хочет знать твоей предметной области при подаче научной статьи, постоянно копошится и находит в оформлении массу ошибок, да и объем, мол, маленький или большой.
В третьих. Был как-то методический сбор для педагогов вуза. Его наполнили рассказом о том, как оформляется документация начальника кафедры (т.е. заведующего кафедрой, КАкИМ ШРИФТОм и прочее), обо всем и ни очем но ничего не сказали как проводить занятия. Я не сдержался и задал вопрос: «Как проводить практические занятии на технике в спланированной поточной лекционной аудитории в условиях полного отсутствия электропитания на протяжении семестра». О, вариантов много было и все не по существу... Недаром дорога ложка к обеду. А следовало бы задуматься и провести этот методзбор с уклоном для только закончивших аспирантуру. Я то научился, но мне пришлось 1 год в таких условиях проводить занятия, хотя это полный срыв учебно-воспитательного процесса. Но я этого не дал. Зато студенты приобрели неоценимый опит проведения занятий в приближенных к боевым условиям. А такие условия у них кого-нибудь да возникнут.
О школе. Вуз должен давать теорию и некоторые общие установки к практике. Все остальное, думаю, должно проходить в школе. К детям! К детям! В класс! Там все определится - способность и обученность. Выдержка - с плохими "тормозами" в школе делать нечего. Здоровье - больным лучше устроиться где-нибудь в конторе. Здесь важно учесть вот еще что: кто не хочет учиться педагогическому искусству, ремеслу - того не научишь. Сфера-то особая!
Цитата
PINGVIN пишет:
Главная проблема в том что педагоги в нашей ЕДиРастии так придавлены валом обязательных для заполнения бумаг, которых им спускают разного рода методисты, завучи, РОНОвщики
Отчасти Пингвин прав. Власть несостоявшихся учителей следует урезать. Надо искать иные способы стимулировать творческую активность учителей.
Педагог – призвание, я согласен, а мучителям не только власть урезать, вообще не допускать к образованию. Это правило должно действовать не только для учителей общеобразовательной школы, но и в моем случае высшей школы, в которой я варюсь.

Вуз должен давать теорию и некоторые общие установки к практике. Все остальное, думаю, должно проходить в школе.

Я например говорю, что самое главное от высшей школы должен каждый выпускник унести- методологию поиска ответа на жизненные вопросы, которые будут сыпаться и сыпаться на голову.
Игорь! Мне кажется,что в вашей концепции подготовки молодых педагогических кадров для ВУЗов отсутствует,или слабо присутствует один очень важный компонент- практика!  Ведь,чтобы чему то хорошо учить,нужно это что то не только знать,но и уметь! А то в наших ВУЗах ведь можно встретить немало поседевших и состарившихся в стенах ВУЗа остепененных преподавателей,которые в своей жизни ни дня не работали на реальном производстве!
Страницы: 1 2 След.

ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее