Страницы: 1 2 3 4 5 ... 10 След.
RSS
Непонятный русский язык.
Читаю тут книгу Андрея Болотова. Никто не объяснит что значило в 18 веке слово "пословица"? Взято отсюда "... также, что был он великий делец по приказным делам, имел пословицу, реку и хаживал еще в бороде."
 И следом: "Далее, имеем мы от сего прадеда моего и поныне еще одну аптеку, доказывающую вкус тогдашних времен и вкупе рачение его о церкви, ибо резные и вызолоченные царские двери в нашей приходской церкви, в селе Русятине были его построения, как то из надписи на них и поныне еще видно." И что это за "аптека"? :/
Изменено: janmik - 02.09.2017 17:33:17
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Словарь ожегова
ПОСЛОВИЦА, -ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Русские пословицы и поговорки. П. не мимо молвится (посл.). * Войта в пословицу - 1) стать общеизвестным благодаря своей характерности. Упрямство осла вошло в пословицу; 2) о чьих-н. словах, речениях: войти в общее употребление. Многие строки басен И. А. Крылова вошли в пословицу. || прил. пословичный, -ая, -ое. Пословичное выражение.



Пословица Ж. — 1. Меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл.
Толковый словарь Ефремовой

Пословица — пословицы, ж. Краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц........
Толковый словарь Ушакова

Пословица — -ы; ж. Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. Русские пословицы и поговорки. Привести в назидание пословицу:........
Толковый словарь Кузнецова

Пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматическии логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмическиорганизованной форме ("Что посеешь, то и пожнешь").
Большой энциклопедический словарь

Пословица — — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом а ритмически организованной форме.
Исторический словарь

Пословица — (греч. pamima, лат. adagium) - один из древних дидактических жанров фольклора, а именно краткое и легко запоминающееся изречение: а) бытующее в народном языке, б) выражающее житейскую........
Психологическая энциклопедия


источник
http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/27293

PS Вы видимо из будущего сообщение ваше написано 02.09.2017 18:14:46 а у меня на часах 02.09.2017 17:23, пояс Московский.   Вы как интересно туда попали. Или время на форуме чужое. :(

В книге видимо речь идет о том, что человек часто говорил пословицами. В Войне и мире был такой персонаж Платон Каратаев
цитата из книги:

Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого... Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости. Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность. Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром, а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни...
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/tag/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2/quotes
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
В книге видимо речь идет о том, что человек часто говорил пословицами
Маловероятно. Скорее это какой-то документ дающий право на что-то
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
PS Вы видимо из будущего сообщение ваше написано
. Вполе возможно. Я в такие тонкости не вхожу и не слежу за соими временными перемещениями.
Изменено: janmik - 02.09.2017 17:44:21
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
После второй цитаты - я бы бросила читать этого мастера словесности. Как то он вроде пытается создать мир старины не особенно им интересуясь.

Могу конечно ошибаться, я не икс-перт.

Прямой смысл понятия "аптека" (от греч. apotheke — склад, хранилище) — специализированный магазин или склад — с течением времени изменился, и теперь это слово на всех языках обозначает учреждение здравоохранения, осуществляющее приготовление, хранение и отпуск лекарственных средств, перевязочных материалов, предметов санитарии и ухода за больными, т.е. аптеку в ее современном понимании.

Первое упоминание об аптеке (apotheke) как о месте хранения лекарств мы встречаем у Гиппократа (400 лет до н.э.). Клавдий Гален (131—207 гг. н.э.) называет аптекой (officina) место не только хранения, но и приготовления лекарственных снадобий.

Первые аптеки в Европе появились в 1100 г. н.э. в монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся. Спустя 100 лет в Венеции благодаря развитию Солернской врачебной школы стали открываться первые городские аптеки. Однако до конца XI в. в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное лекарственное средство, поэтому люди создавали собственные "лекарства", собирая и обрабатывая растения, минералы и прочие ингредиенты. При этом найти одинаковое средство у двух разных "специалистов" было по понятным причинам невозможно: каждый из них изготавливал снадобья согласно своим представлениям и пред- почтениям. Самыми прогрессивными в то время были монахи, работавшие в лабораториях и школах при монастырях.

В XV в. появляется термин "провизор" (от лат. рrovisor — предвидящий, предчувствующий, предугадывающий), что свидетельствует о важной роли провизора в процессе лечения больных: врач устанавливает диагноз, а провизор предвидит направление развития болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение.

Аптекари из Западной Европы попадали в Московское государство в качестве сопровождающих врачей, приглашаемых к царскому двору. Сведения о таких врачах сохранились с середины XV в.

Первая царская аптека, организованная в соответствии с западными регламентами, была открыта при Иване Грозном в 1581 г. Однако отношение к подобным заведениям в России определялось церковным уставом времен Владимира Мономаха, в котором больницы были объявлены церковными учреждениями, а лечцы — церковными людьми. Возможно, на создание первой московской аптеки оказал влияние приказ (статут) Фридриха II Гогенштауфена, который стал основой для регламентации аптечной деятельности в Англии. Царская аптека в России была хорошо снабжена медикаментами, которые первоначально привозили из Англии. Список лекарств, доставленных в Москву в 1602 г., включал опий, камфору, шафран, цитварное семя, александрийский лист, "шпанские мушки" и т.п. Практически все торговые караваны везли фармацевтические товары в большом количестве и ассортименте. Однако на московских торжищах можно было купить свои "произрастания": скипидар — терпентинное масло, хинную кору, ревень, мускус, гвоздику, миндаль, чилибуху. Аптекарские товары продавались в "зелейных" и "москательных" рядах.
http://studopedia.ru/11_147826_istoriya-razvitiya-aptek.html
Изменено: Лилия Шаройко - 02.09.2017 17:50:59
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
После второй цитаты - я бы бросила читать этого мастера словесности. Как то он вроде пытается создать мир старины не особенно им интересуясь
Посмотрите в вики кто такой Андрей Болотов :)
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Посмотрела, согласна, он мог быть современником описываемого в цитатах
:)
Андре́й Тимофе́евич Боло́тов (7 [18] октября 1738 — 3 либо 4 [16] октября 1833) — русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии в России. Внёс большой вклад в признание в России помидоров и картофеля сельскохозяйственными культурами.

Но другого значения пословиц вроде в словарях нет.
Ничем вам не помогла, может кто-то еще появится более просвещенный.

Я этих времен читала только Чулкова - Мифологический словарь точнее СЛОВАРЬ РУСКИХ СУЕВЕРИЙ
Чулков Михаил Дмитриевич (1744 — 1792)

http://mir.k156.ru/chulkov/chulkovv.html
и то только потому, что муж этим занимался, то есть за компанию
Изменено: Лилия Шаройко - 02.09.2017 17:59:21
Дело в том что слова меняют со временем свое значение, да ещё могут употребояться в простой речи не в соответствии с прямым смысоом. Например, я наушники называю "уши".
Вот вам ещё отрывок из того же сочинения: "Наши предки былин добродушны, откровеннее, чистосердечнее, дружелюбнее, а те скромнее или прямее сказать, лукавее и неприступнее, почему и самое господствующее иногда между ними согласие было только наружное и притворное,..." Обратите вниманее на слово "скромнее" Оно тут употреблено не в том значении что извнстно нам.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
Я этих времен читала только Чулкова - Мифологический словарь точнее СЛОВАРЬ РУСКИХ СУЕВЕРИЙ
Чулков Михаил Дмитриевич (1744 — 1792)
Интересная книга?
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Мне он нравился, я довольно много читала эзотерической литературы и мне был интересен взгляд той эпохи, полной смеси христианства и славянского язычества, не знаю в это ли время появились первые статуи Венер и Юпитеров в парках помещиков или это было позже
В Мифологическом словаре они есть

Амфитрита 6
Ариманний 12
Агапенор 2
Анаитида 6
Арион 12—13
Аглая 2
Ангерона 6
Аристей 13
Адмет 2
Андрогей 6
Аристодим 13
Адонид 2
Андромеда 7


у Чулкова две похожих вещи он их писал почти в одно время но изданы в разное

Краткий мифологический лексикон. 1767 г.

Словарь Руских суеверий. 1782 г.

в словаре суеверий например такие вещи есть:
Иргибашь-Юма. Божество Черемис обитающих в Башкирии, см: вера.

Я это все читала несколько лет назад, сейчас открыла и вижу что многое забыла из деталей. Экзамены бы не сдала по этому предмету точно.

Я еще смутно помню, что многое в Словаре суеверий было просто скопировано из исследований путешественника который провел лет 10 в Сибири на Алтае и в тех краях, фамилию не могу вспомнить
Изменено: Лилия Шаройко - 02.09.2017 18:35:02
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
первые статуи Венер и Юпитеров в парках помещиков или это было позже
Первые статуи однако Пётр приволок в десятых годах 18 века. Так что были уже.
Изменено: janmik - 02.09.2017 18:36:41
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 10 След.

Непонятный русский язык.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее