За картофелем через океан

Жители острова Пасхи путешествовали в Южную Америку за продуктами

Остров Пасхи, или Рапануи, – один из самых удалённых от суши островов. Если, вдоволь насмотревшись на знаменитых каменных истуканов моаи, вы захотите его покинуть на каком-нибудь судне, то до ближайшего населённого острова вам придётся проплыть около двух тысяч километров, до побережья Южной Америки – уже три с половиной тысячи, а до Австралии – все девять! Тем более удивительно, что остров был заселён первыми людьми почти тысячу лет назад. Точное время, когда остров стал обитаем, до сих пор не известно, по разным оценкам, это произошло где-то в период с 1000 по 1400 годы. Тогда до Рапануи добрались полинезийские мореплаватели и стали осваивать новую территорию. Однако тяга к географическим открытиям, видимо, их не покидала, потому что, как пишут в Plos One исследователи из нескольких университетов Чили и Швеции, первые поселенцы острова Пасхи не только в скором времени добрались до Южной Америки, но и вернулись обратно, захватив с собой различные съедобные растения.

Учёные изучили обсидиановые лезвия, найденные на острове во время экспедиций в конце ХХ века. Эти режущие предметы использовались для разделки плодов и растений, и на них часто сохраняются крахмальные зёрна (в клетках растений крахмал откладывается в виде зёрен или гранул, зёрна разных растений отличаются по величине, форме и строению). На 20 орудиях с острова удалось найти 46 крахмальных зёрен, по которым учёные смогли определить вид растения, которому они принадлежали. Из неизвестных ранее для культивирования на острове были определены крахмальные зёрна хлебного дерева, имбиря аптечного, яблока цитеры и полинезийского ореха, видимо, привезённых полинезийцами во время освоения острова. Кроме того, были обнаружены крахмальные зёрна типично южно-американских видов: сладкого картофеля, индийской канны, маниока и маланги. Это указывает на то, что ранние поселенцы острова Пасхи отправлялись в Южную Америку, привозили оттуда продукты и растения для выращивания, и делали это, скорее всего, не один раз. Например, остатки крахмальных зёрен сладкого картофеля были найдены на орудиях из самых глубоких мест раскопок, что говорит о том, что в плавание через океан «за картошкой» полинезийцы-рапануйцы отправились почти сразу же после заселения на остров Пасхи.