Остров Пасхи и Южная Америка: генетика уточняет Тура Хейердала

Полногеномный анализ свидетельствует о ранних контактах между островитянами и индейцами.

Возможно, что люди путешествовали между островом Пасхи (Рапа-Нуи) и Южной Америкой задолго до того, как он был открыт европейцами (1722 г.). Об этом свидетельствует полногеномный анализ, результаты которого опубликованы в журнале Current Biology.

Первый известный пейзаж острова Пасхи. Уильям Ходжес, 1775.

Исследование, в котором участвовали 27 жителей острова Пасхи, показало, что между их предками и индейцами был контакт. Он произошёл от девятнадцати до двадцати трех поколений назад, то есть между 1280 и 1495 годами. Смешение с европейцами же началось значительно позже – примерно в середине XIX века. Сегодня 76% генов жителей Рапа-Нуи восходят к полинезийцам, 16% - к европейцам и 8% - к индейцам.

Новые данные предполагают два возможных сценария. Первый из них – индейцы приплыли на остров Пасхи. Второй – полинезийцы сумели побывать в Южной Америке и вернуться. По мнению исследователей, наиболее вероятен второй вариант.

Они ссылаются на данные предыдущих исследований, которые показали, что человек, отправившийся в плавание к востоку от острова Пасха, в любом случае достигнет Южной Америки. Правда, возможный срок такого путешествия значительно варьируется – от двух недель до двух месяцев. С другой стороны, из Южной Америки «попасть» в такую маленькую «цель», как остров Рапа-Нуи, довольно сложно.

Таким образом, островитянам было проще попасть в Америку, чем индейцам – на остров. Однако нужно отметить: идея о том, что покорителями океана были именно жители острова Пасхи, не снимает проблему обратного пути – из Америки на остров.

Рапа-Нуи – один из самых удалённых островов в мире. От южноамериканского континента его отделяет более 3,5 тысячи километров, а от ближайшего населённого острова Питкэрн – более 2 тысяч километров. По археологическим данным, остров был заселен не позже 1200 года. Согласно легендам, первые жители пришли на остров в двух больших пирогах.

Идеи о ранних контактах между полинезийцами и индейцами Южной Америки звучали и раньше. Например, в Полинезии встречаются растения, родина которых – Южная Америка. Путешественник и антрополог Тур Хейердал в 40-ых годах XX века экспериментально доказал возможность морского путешествия на плоту из Южной Америки в Полинезию. Он считал, что предки полинезийцев заселили острова именно этим путём. Хейердал также полагал, что остров Пасхи был заселён индейцами с территории современного Перу.

Между тем ранее исследование ДНК куриных костей, найденных на археологических раскопках в Тихоокеанском регионе, опровергло предположение о «доколонизационных» контактах древних жителей Полинезии и Южной Америки. Учёные отмечали, что домашние куры попадали в Полинезию вместе с переселенцами. Исследование показало родственные связи птиц из Филиппин, Полинезии и нескольких островов Юго-Восточной Азии. Родственные связи между курами Полинезии и Южной Америки отсутствуют.

По материалам: Past Horizons, Current Biology