Земля-звукоусилитель

Земля помогает сверчкам петь

Несколько лет назад мы писали про стеблевых сверчков, чьи самцы делают себе мегафоны из листьев. Самцы сверчков поют для самок, и для того, чтобы самка обратила внимание, нужно петь лучше всех. Но некоторых самцов природа обделила голосом, и потому они идут на хитрость: прогрызают в середине листа дыру, залезают туда наполовину и начинают стрекотать. Лист вибрирует вместе со сверчком, делая звук громче.

При этом сверчков на свете тысячи видов, а звукоусилители используют лишь очень немногие. Может, для остальных они бесполезны? Сотрудники Университета Западного Онтарио посчитали на примере ста двенадцати видов сверчков из разных групп, будут ли «мегафоны» усиливать их голоса. При расчётах учитывали и размеры сверчков, и диапазон частот, и другие параметры. По всему выходило, что им всем следовало бы использовать усилители — но сверчки их не используют. Тогда компьютерно-акустическую модель усложнили, добавив в расчёты окружающую среду, то есть горизонтальные и вертикальные поверхности, землю, деревья, травы и пр. И оказалось, что сидящий на земле сверчок поёт громче в 10 и более раз, чем если бы он, например, забрался на вершину дерева. В каких-то дополнительных усилителях им просто нет нужды; дырявые листья для них действительно бесполезны. Но это касается тех сверчков, которые живут на земле. Стеблевым сверчкам, чья эволюция сложилась так, что они живут на деревьях и кустах, пришлось придумать хитрость с выгрызанием листьев.

Исследователи попробовали узнать, есть ли какие-то похожие данные по другим животным. В целом оказалось, что это не такая уж сугубо сверчковая особенность. Цикады, лягушки, обезьяны ревуны и даже волки звучат громче, припав к какой-нибудь плоской поверхности, будь то земля или ствол дерева; хотя далеко не все подобные наблюдения проверены моделями и экспериментом.

Результаты исследований опубликованы в PNAS.