Паук-анальгетик

Яд странствующего паука смягчает боль

Бразильские странствующие пауки рода Phoneutria довольно велики (до 18 см в размахе ног), весьма агрессивны и ядовиты: были случаи, когда от укуса фонейтрии погибали люди, не только дети, но и взрослые. Укус чрезвычайно болезнен, причём боль распространяется по телу, сопровождаясь головокружением и лихорадкой, повышением давления и параличом мышц, в том числе дыхательных. Тем не менее, именно яд фонейтрий сотрудники Института биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова и Московского физико-технического института предлагают использовать как обезболивающее. Точнее, не весь яд целиком, а его отдельные составляющие. Яд фонейтрий сложен по составу, в нём можно найти целый набор соединений, включая нейротоксические пептиды. В статье в журнале Toxins исследователи пишут про нейротоксин Phα1β из яда паука Phoneutria nigriventer. Эксперименты на животных показали, что нейротоксин Phα1β уменьшает как острую, так и хроническую боль, действуя на кальциевые каналы в мембранах клеток и на рецепторы TRPA1. Рецепторы TRPA1 помогает чувствовать определённые химические вещества, холод, и некоторые виды боли. TRPA1 тоже работает как ионный канал; перегруппировка ионов по обе стороны клеточной мембраны порождает электрохимический импульс, который бежит от нейрона к нейрону — и так мозг узнаёт о том, что где-то что-то заболело. Можно было бы предположить, что паучий нейротоксин просто блокирует ионные каналы, но оказалось, что он, наоборот, усиливает ионные потоки через них. Исследователи полагают, что из-за избыточной стимуляции ионных каналов активность нейронов в целом падает, и они становятся менее чувствительны. В перспективе паучий токсин поможет не только узнать больше о болевых рецепторах, но и, возможно, станет родоначальником новых анальгезирующих препаратов.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.