Почему йод жжётся?

Кирилл Стасевич, биолог

Поцарапались, ободрали колено, порезали палец — сразу возникает боль, и это ещё не всё. Рану нужно обработать антисептиком — йодом, «зелёнкой», перекисью водорода — и выдержать новую порцию неприятных ощущений: антисептики довольно сильно жгутся, пусть и недолго.

Фото: IuriiSokolov/ ru.depositphotos.com.

Любые ощущения возникают у нас благодаря специальным рецепторам: видоизменённым нервным клеткам, которые умеют преобразовывать внешнее воздействие, будь то свет, звук или механическое раздражение, в нервный импульс. Молекулярными «переводчиками» служат рецепторные белки. Они сидят в мембране клеток и в ответ на свет, звук, механическое давление и т. д. создают электрохимический сигнал. Чувство жжения тоже возникает из-за того, что вещества в антисептиках действуют на какие-то рецепторы. Что же это за рецепторы? Как ни странно, тепловые.

В 2002 году в журнале «Nature Neuroscience» вышла статья, в которой говорилось, что рецепторный белок TRPV1, реагирующий на высокую температуру, становится очень чувствительным под действием обычного этилового спирта. Белок TRPV1 называют также ваниллоидным или капсаициновым рецептором 1 (одно и то же слово «рецептор» может относиться как к клеткам, так и к белкам). Он включается, если температура повышается до 42—43оС и выше. Однако кроме температуры на него можно подействовать некоторыми химическими веществами, например капсаицином и аллилзотиоцианатом (первый содержится в перце чили, второй — в горчице и васаби). Кроме того, ваниллоидный рецептор 1 срабатывает при повышении кислотности — именно поэтому мы чувствуем жжение от уксуса.

Спирт же действует иначе: он повышает чувствительность белкового рецептора, так что рецептор включается не при 42оС, а примерно при 34оС. А теперь вспомним, что очень многие антисептики существуют в виде спиртовых растворов. То есть, помазав рану йодом, мы как бы вводим рецепторные белковые молекулы в заблуждение: из-за спирта им начинает казаться, что температура в ране чрезвычайно повысилась. В результате чувствительный нейрон сообщает мозгу о жжении. (Кстати говоря, по той же причине возникает жжение от крепких спиртных напитков: алкоголь повышает чувствительность ваниллоидных рецепторов в глотке и пищеводе.)

Порог чувствительности ваниллоидных рецепторов понижают и некоторые ферменты, а также такие вещества, как простагландины и брадикинины. Они играют роль иммунных сигналов, и особенно много их становится при воспалении. Поэтому во время болезни болевая чувствительность, бывает, сильно повышается: из-за простагландинов и брадикининов тепловые рецепторы начинают слишком бурно реагировать как на температуру, так и на меняющиеся химические условия.

Но вернёмся к антисептикам. Помимо спиртовых растворов используют ещё и перекись водорода, которая тоже довольно сильно жжётся. На перекись водорода реагирует другой белок-рецептор — TRPA1. Этот рецептор чувствует множество химических веществ, начиная с никотина и заканчивая формалином и слезоточивыми газами. Болевая гиперчувствительность тоже может возникать из-за TRPA1, если на него подействовать некоторыми веществами, образующимися при воспалении. Вероятно, жжением от перекиси водорода мы обязаны именно TRPA1, но, чтобы говорить так с полной уверенностью, этот рецептор нужно изучить более подробно.

Другие статьи из рубрики «ОТВЕТЫ на наивные, рассудительные, каверзные и всякие иные ПОЧЕМУ»