Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Анестезия для растений

Анестетики обездвиживают растения

Двигаться умеют не только животные, но и растения, и среди растений есть такие, которые двигаются довольно быстро: например, насекомоядная венерина мухоловка, которая закрывает ловушку с жертвой буквально в мгновение ока, или мимоза стыдливая, стремительно опускающая листья при прикосновении или при наступлении темноты. Исследователи из Боннского университета вместе с коллегами из Японии и Чехии обнаружили (https://academic.oup.com/aob/advance-article/doi/10.1093/aob/mcx155/4722571), что такие растения можно обездвижить, если подействовать на них диэтиловым эфиром – веществом с общеанестетическим действием, которое до сих пор используют в хирургии для местного обезболивания. В экспериментах мимоза, обработанная эфиром, переставала опускать и поднимать листья, насекомоядная венерина мухоловка переставала закрывать ловушку, а насекомоядная росянка – опускать свои клейкие волоски, которыми она удерживает попавших к ней насекомых.

Сигналом к быстрым движениям у растений служит потенциал действия – электрохимический импульс, распространяющийся по тканям, который, в свою очередь, возникает из-за перегруппировки ионов в клетках. В целом точно такой же механизм работает и в нейронах животных, так что неудивительно, что анестетик, отключающий болевые сигналы нервных клеток, срабатывает и на двигательных сигналах в растениях.