Когда растения идут на риск

Растения предпочитают расти в непредсказуемых условиях, если устоявшаяся стабильность их не удовлетворяет.

Обычно мы идём на риск тогда, когда уверены, что в противном случае уж точно не получим того, что нам нужно – то есть риск должен быть оправдан. Той же логикой руководствуются и животные: если можно и так достичь цели, то зачем рисковать?

Горох показал нам, что и растения могут идти на риск. (Фото qtree / pixabay.com.)
Горох, растущий сразу из двух горшков. (Фото Hagai Shemesh / Oxford University.)

Точно так же, как ни удивительно, поступают и растения – по крайней мере, некоторые из них. Исследователи из Оксфорда описывают в статье в Current Biology свои эксперименты с горохом. Сначала Алекс Качельник (Alex Kacelnik) с коллегами выяснили, как зависит развитие гороха от количества питательных веществ в земле, а затем растения высаживали сразу в два горшка: в одном питательных веществ всегда было постоянное количество, в другом же их концентрацию постоянно меняли, причём средняя «питательность» земли во втором горшке оказывалась такой же, как и в стабильном первом.

Горох пускал корни и туда, и туда, и через три месяца массу корневой взвешивали. Оказалось, что если в стабильном горшке уровень питательных веществ был достаточно высок, то растения предпочитали запускать больше корней именно в него. Если же здесь земля была бедной, то корней вырастало больше во втором горшке, в котором питательных веществ было то больше, то меньше. Выглядело это так, как если бы растение шло на риск, удостоверившись, что от первого горшка с постоянными условиями ждать особо нечего. Напомним, что в среднем в обеих посудинах земля была одинаковой, однако сами растения рассчитать средний показатель во втором горшке не могли, они просто чувствовали, что в нём бывают всплески концентрации нужных веществ, и шли на риск. Причём, по словам авторов работы, готовность гороха рискнуть оказывалась тем больше, чем менее плодородной была земля в первом горшке.

Конечно, говоря о рисковом поведении, о выборе, о том, что растение в чём-то удостоверилось и что-то решило, мы как бы подразумеваем, что у него есть нервная система – которой у растения, конечно, нет. В таком случае следует признать, что оценивать риск можно не только с помощью нервных клеток, но и с помощью каких-то других механизмов – физиологических, биохимических, клеточных. Заметим также, что это не первый случай, когда у растений можно наблюдать, казалось бы, сугубо «нервную» реакцию: так, совсем недавно мы писали о том, что растения чувствуют прикосновения, и реагируют на них – по крайней мере, на молекулярно-генетическом уровне – совсем не с растительной скоростью.