ЧЕЛОВЕК ИЗ XX ВЕКА

С. ЛЕЩЕНКО (г. Москва)

С. М. Лещенко (1904-1974).
Сергей Михайлович Лещенко с внуками Мариной и Сергеем. 1959 год.

В первую очередь хочу признаться, что ваш журнал - один из моих любимых. Я постоянно выписывала его с 1963 по 1990 год. В последнее время регулярно просматриваю в читальном зале Дома ученых. Журнал не только знакомит со всем новым в жизни и науке, но и стал практическим руководством за счет рубрик "В помощь садоводу", "Маленькие хитрости" и разделов по рукоделию. Именно в вашем журнале в 1980-1982 годах я впервые узнала о макраме. И сейчас этот вид рукоделия для меня источник вдохновения, я стала хорошей макрамисткой, участвую в выставках и даже получаю призы.

Всегда любила мемуарную литературу, и рубрика "Воспоминания" мне очень интересна.

Важные сведения о моем отце Сергее Михайловиче Лещенко я нашла в статье М. Мордуховича "Наказание без преступления", опубликованной в журнале "Наука и жизнь" (№№ 3, 4, 1990 г.). Именно эта статья натолкнула меня на мысль написать в редакцию. В 1999 году отцу исполнилось бы 95 лет, но уже 25 лет его нет с нами. Жизнь отца и его поколения - удивительный период в истории России: революция, гражданская война, разруха, а затем - превращение страны в индустриальную державу, и снова - война, эвакуация заводов на восток и организация производства на новых, часто совершенно неприспособленных местах. Создание новой техники в послевоенный период - это настоящая победа людей одержимых, все отдающих своему народу. Но этих победителей, ровесников XX века уже почти не осталось. Остались их дела.

Из 70 лет жизни 45 лет были отданы инженерному делу: отец принимал активное участие в проектировании и создании Челябинского тракторного завода (был начальником проектной конторы в США, а уже в Челябинске - начальником монтажного управления завода, начальником кузнечно-прессового, механосборочного цехов, начальником производства, главным инженером и, наконец, заместителем технического директора завода).

Затем 38 лет - в авиационной промышленности. С. М. Лещенко - директор крупнейших авиационных заводов: авиационно-металлургического, самолетостроительного, ракетостроительного. После ареста в 1937 году отец был в тюремном СКБ заместителем главного конструктора В. М. Петлякова, вместе с которым работал над созданием пикирующего бомбардировщика Пе-2. Последние десять лет возглавлял НИИ авиационной технологии.

За 45 его трудовых лет наука и техника прошли гигантский путь, и в этом гигантском скачке активно участвовал мой отец - талантливый организатор, инженер, ученый.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее