BASIC ENGLISH: ОТ "А" ДО "NOT"

Л. СОКОЛОВА (Вестчестер, Калифорния, США).

Человек лишь в том случае чувствует себя близким к своему родному языку, когда он знает иностранные.
К. Ломб

В прошлый раз мы узнали слова, которые следует запомнить, и одно из семи правил грамматики в Basic English - множественное число с -s, -es, но без объяснения, когда употребляется одна буква, а когда две. К этому мы подойдем, как только выучим два других правила и ряд слов, дающих возможность составлять предложения.

1. А (an), the - любой, один из и тот, кого вы знаете; о ком мы уже говорили. Каждое слово, которое можно сосчитать, должно иметь одно из этих слов перед собой:

a cat (акэ'т) - кошка (а не собака, лиса или любой другой зверь), одна из кошек, любая кошка;

the cat (the кэт) - (та) кошка, конкретная кошка, о которой до этого шла речь, одна-единственная;

an army (эн а:рми - они не сливаются в одно слово, но ударение падает на второе) - армия как род войск (а не флот); n добавляется перед а, о, e, i, u; сравните с русскими "о столе, об окне";

the army (the а:рми - два отдельных слова) - армия, о которой идет речь; одна-единственная армия.

Такие слова, как gold, snow (гоулд, сноу - золото, снег) нельзя сосчитать, а(an) не может употребляться с ними.

2. Перед тем как начать составлять предложения, следует выучить 150 слов, обозначающих качества - quality (куо'лити). Они употребляются перед словами-картинками и общими словами, описывая их. 100 слов - общие, 50 - противоположные по значению (40 обозначают качества).

A red book (аре'д бук) - красная книга;

the hard seat (the хард си:т) - жесткое место;

cold air (ко'улд эр) - холодный воздух.

Для начала легче всего выучить цвета: blue, green, red, grey, brown, yellow (блю: - синий, голубой, гри:н - зеленый, ред - красный, грэй - серый, браун - коричневый, е'лоу - желтый); потом - наиболее употребительные общие слова: kind, right, round, great (кайнд - добрый, райт - правый, раунд - круглый, грейт - великолепный).

Слова с противоположным значением лучше всего запоминать в паре:

black-white (блэк, уа'йт - черный, белый);

first-last (фёрст, лэ:ст - первый, последний);

clean-dirty (кли:н, дёрти - чистый, грязный);

old-new(о'улд, нью - старый, новый);

good-bad (гуд, бэд - хороший, плохой);

same-different (сэйм, ди'ферент - тот же самый, другой);

wet-dry (уэ'т, драй - мокрый, сухой);

wise-foolish (уа'йз, фу:лиш - мудрый, глупый);

tight-loose (тайт, лу:с - тугой, туго завязанный; свободный, незакрепленный);

complex-simple (ко'мплекс, симпл - сложный, простой);

hollow-solid (хо'лоу, со'лид - полый, пустой, твердый, плотный).

3. is, are (из, а:р) - две формы слова be (быть, иметь - о нем речь пойдет позже), которые ставятся между словом, обозначающим предмет или лицо, и тем, что вы хотите сказать о нем. В русском языке, как правило, ставится "-" (тире).

Вы вплотную подошли к составлению простых предложений. Формула для них такова: слово-картинка или общее слово (с a/an, the, где полагается) + is (are - когда два или больше предмета) + название или качество.

A ball is round (а бо:л из ра'унд) - Шар/мяч - круглый.

A bee is an insect (аби: из эн ин'сект) - Пчела - насекомое.

A blade is sharp (а блэйд из ша:рп) - Лезвие - острое.

A cake is sweet (аке'йк из суи:т) - Торт/кекс - сладкий.

An apple is a fruit (ан эпл из афру'т) - Яблоко - фрукт.

Days are long (дэйз а:р лонг) - Дни длинные.

Taxes are high (тэ'ксиз а:р хай) - Налоги высокие.

The soup is ready (the су:п из рэди) - Суп готов.

The music is loud (the мью'зик из лауд) - Музыка громкая.

The brushes are soft (the бра'шиз а:р софт) - Кисти мягкие.

The baby is awake (the бэ'йби из ауэ'й'к) - Ребенок не спит/бодрствует.

Grass is green (грэ:с из гри:н) - Трава зеленая.

Water is a liquid (уо'тер из али'квид) - Вода - жидкость.

Вы, вероятно, уже заметили, что в days добавляется только s, а в brushes, hes, taxes - es.

Согласитесь, что brushes, taxs, а особенно glasss, business выглядят cтранно, а кроме того, их невозможно произнести, не добавив еще один звук. Именно в таких случаях и добавляется "е".

4. Чтобы расширить возможности в построении предложений, добавим еще два слова: and, or (энд, о:р - и, или).

Snow and chalk are white (сно'у энд чо:к а:р уа'йт) - Снег и мел - белые.

A cat and a dog are animals (акэ'т энд адо'г а:p э'нималз) - Кошка и собака - животные.

Copper and iron are metals (ко'пер энд айрн а:р ме'талз) - Медь и железо - металлы.

Knowledge or experience are beautiful (но'ледж о:р икспи'риенс а:р бью'тифул) - Знание или опыт чудесны.

Изучая эти и приведенные выше предложения, подумайте о том, почему где-то употреблено а, где-то the, а где-то ничего. Проверьте, правильно ли вы поняли правило.

Мы выучили 600 слов, обозначающих предметы и явления, и 150 слов - качества.

5. Остается 100 очень важных слов, которые идут под названием "действия и т. д." (operations -аперей'шнз). Они подводят нас вплотную ко второй стадии обучения - акты и действия, производимые нашим телом body (бо'ди) или его частями parts (па'ртс), то есть руками и ногами: arms, legs, hands, foot/feet (а:рмз, легз, хэндз, фут/фи:т) - руки, ноги и руки(кисти), ноги (ступни). Четыре слова переводятся двумя, потому что английский язык делит руки и ноги на две части: рука от плеча до кисти и кисть руки; нога от бедра до щиколотки и ступня. (В русском языке реже делят их таким образом: Я мою руки, а не ладоши; болят пальцы на ногах, а не на ступнях.)

Производя движения телом в разных направлениях, мы: come here (кам хи'ер) - идем сюда или go there (гоу зеа:) - уходим туда.

В кинотеатры, магазины мы часто приходим через одну дверь - come, уходим через другую - go.

Руками или ногами мы что-то делаем/вырабатываем - make (мэйк), достаем или получаем - get (гет), держим - keep (ки:п), толкаем (даем толчок) - give a push (гив апу'ш), тянем, дергаем - give a pull (гив апу'л), ударяем - give a blow (гив абло'у), даем пинок ногой - give a kick (гив аки'к).

Вы знаете еще несколько слов из категории общих, которые относятся к действиям: a crush, a fall, a jump, a run, a step, a turn, a twist, a walk (краш - давка, фо:л - падение, джамп - прыжок, ран - бег, степ - шаг, тёрн - поворот, туи'ст - кручение, уо:к - ходьба). Все эти слова могут выражать само действие.

I push, pull, kick, bite, and crush - Я толкаю, дергаю, пинаю ногой, кусаюсь и давлю (виноград).

We (уи') fall, jump, run, step, twist, turn, and walk - Мы падаем, прыгаем, бежим, шагаем, крутимся, поворачиваемся и идем.

Во всех случаях мы что-то делаем - do (ду:), а если бездействуем, то оставляем let (лет) вещи и предметы в покое или даем возможность кому-то другому производить действие над ними.

I make money, the banks keep it; I let the banks do the work (Ай мэйк ма'ни, the бэнкс ки:п ит, ай лет the бэнкс ду: the уэ:рк) - Я зарабатываю/делаю деньги, банки хранят их, и я позволяю банкам делать их работу.

We (мы) put (пут) - кладем или take (тэйк) - берем вещи и предметы.

We put bird food, and the birds take (Уи' пут бёрд фу:д, энд the бёрдс тэйк) - Мы кладем еду, и птицы берут (ее).

6. Простые действия выражаются глаголами (в английском языке около 4 тысяч), но большинство их из-за длительного исторического развития и изменения очень сложные и трудные для запоминания. Basic English включает только 15 таких глаголов дополнительно к be, have. Мы уже знакомы с десятью, семь из них образуют пары: come-go, put-take, give-get, make, keep, let, do. Вот остальные пять: seem, say, see, send, may. Seem (си:м) - кажется, его можно сопоставить с be:

The walls are wet (the уо:лз а:р уэт) - Стены мокрые.

The walls seem wet (the уо:лз си:м уэт) - Стены кажутся мокрыми (но они могут быть и сухими).

Say (сэй) - говорить, сказать; see (си:) - видеть; send (сэнд) - посылать.

I see a monkey (ма'нки) - Я вижу обезьяну.

I send payment (пэ'ймент) - Я посылаю оплату.

I say: - Enough (ина'ф) - Я говорю: "Достаточно".

7. Особую роль играют слова will, may (уил, мэй), а также be, have (би:, хэв).

Will, may (буду, возможно) - вспомогательные слова; be, have (быть, иметь) выполняют и вспомогательную роль, то есть помогают образовывать времена и показывать, насколько возможны действия.

The food is here. He will take the cake (Зе фуд из хи'ер. Хи уи'л тэйк the кейк) - Еда здесь. Он возьмет (будет брать) кекс.

I will make soup tomorrow (Ай уи'л мэйк су:п тумо'роу) - Я приготовлю (буду готовить) суп завтра.

He will be here every day (хи уи'л би: хи'ер э'ври дэй) - Он будет здесь каждый день.

He is here every day - Он здесь каждый день.

You may go (ю мэй го'у) - Вы можете идти (вам разрешено, или дорога свободна).

Dogs may take bones (бо'унз) - Собаки могут взять кости.

The pictures have come (Зе пик'черз хэв кам) - Картины прибыли (они уже здесь - are here).

Обратите внимание на разницу в использовании have: The pictures have numbers
(на'мберз) - Картины имеют номера.

8. Отрицательные предложения.

Отрицание not ставится после is, are, have, be, will, may.

The pictures have not come - Картины не прибыли.

The walls are not wet - Стены не мокрые.

You may not go - Вы не можете идти.

I will not come - Я не приду.

He is not here - Его здесь нет.

He will not be here tomorrow - Его завтра не будет.

С остальными словами, выражающими действие, отрицание образуется с помощью do not (don't), does not (doesn't) (ду: нот, даз нот), которые стоят перед этими словами.

The bird does not take the food - Птицы не берут еду.

I do not (don't) go there - Я не иду туда.

Banks do not keep food - В банках не держат еду.

The dog does not bite - Собака не кусается.

В следующий раз мы выучим все формы неправильных слов.

(Продолжение следует.)

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Школа практических знаний»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее