Предстоит падение космической станции

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «The Conversation», «The Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft», а также информация агентства CNN (США).

Космические аппараты без экипажа, когда отработают свой срок, выполнят задание, с помощью дистанционного управления отводятся к так называемой точке Немо на юге Тихого океана, она же — Океанический полюс недоступности. Район точки Немо, наиболее удалённый от земной суши, вычислил в 1992 году методом компьютерного моделирования хорватский инженер Хрвойе Лукатела. Отсюда до любой из трёх ближайших точек суши 2688 км. То, что казалось сначала всего лишь игрой ума, приобрело практический смысл. В точку Немо стараются направлять отслужившие космические корабли, чтобы они упали по возможности подальше от населённых мест и не могли причинить ущерба. Правда, космические спутники, ракеты и их детали, проходя через плотные слои атмосферы, на 60—80% сгорают. Но остаются такие тугоплавкие и несгораемые части, как топливные баки из титана, реактивные двигатели, крупные детали из стекла (иллюминаторы) и другие предметы, падение которых в населённых местах весьма нежелательно.

Международная космическая станция (размеры 109 на 73,15 м, масса около 450 т) должна прослужить до 2030 года, а затем её постепенно спустят с орбиты. По предварительным оценкам, после попадания в атмосферу Земли несгоревшими останутся около 120 тонн обломков. Выполнить манёвр так, чтобы их падение никому не повредило, задача непростая. Фото: NASA/PD.

Очень сложная задача — отвести отслуживший космический объект от падения в таком месте, где он может нанести вред. Даже если это небольшой реактивный «грузовик» для доставки всего необходимого на космическую станцию. Тем более — целая такая станция весом около 450 тонн, срок службы которой подходит к концу и пребывание на ней становится опасным. Роскосмос пока не наметил точного срока спуска МКС с орбиты, но обещает сообщить о нём за год. Точное попадание даже в намеченную достаточно обширную область сомнительно. Поэтому специалисты предпочитают говорить о ненаселённой зоне южной части Тихого океана, а это более 22 млн кв. км, что сравнимо с площадью всей Северной Америки. Если в расчётах точного времени столкновения обломка с Землёй ошибка составит всего пять минут, конец его траектории может отклониться от ожидаемого на 2000 км. Так или иначе, до сих пор руководителям полётов удавалось увести крупные космические обломки от плотно населённых местностей.

Программа свода с орбиты МКС уже разработана подробно. Манёвр начнётся на стороне Земли, противоположной точке Немо. Первый толчок тормозных двигателей должен состояться на высоте 400 км. Особенно важно точное выполнение последнего толчка, так как после него горючее будет исчерпано и что-либо поправить станет невозможно. Вхождение в земную атмосферу начнётся на высоте 120 км, где воздух весьма разрежён. Несмотря на это, при скорости порядка 28 000 км/ч МКС очень разогреется. На высоте 95 км температура металла станции достигнет 1500°C. Ещё на 5 км ниже обломятся солнечные панели, так как размягчатся их крепления. На высоте 70—80 км расплавятся толстые стенки станции. За ней потянется стокилометровый хвост пылающих обломков...