В Ростовской области найдены ещё два вида земляных пауков

Вероника Белоцерковская, Южный научный центр РАН, Сергей Молошников, Московский государственный университетим. М. В. Ломоносова

Пауки — чрезвычайно богатый видами отряд членистоногих. Сейчас их известно более 40 тысяч, и арахнологи (специалисты, изучающие пауков) время от времени ещё находят неизвестные науке виды, причём не обязательно где-то в джунглях или пустынях.

Слева - самец Гнафозы донской (Gnaphosa donensis). Справа - самка Гаплодрассуса Ивлиева (Haplodrassus ivlievi).Фото Владимира Шматко.
Арахнолог Александр Пономарёв закапывает стаканчики-ловушки с формалином. Фото Рамиза Савицкого.

Старший научный сотрудник отдела наземных экосистем Института аридных зон Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Александр Пономарёв обнаружил два новых вида земляных пауков, относящихся к родам Гнафоза (Gnaphosa) и Гаплодрассус (Haplodrassus). В 2015 году работы проводили в дельте Дона.

В Ростовской области, как и на всём юго-востоке Европы, к группе земляных пауков-гнафозид относится большинство пауков. Их насчитывается около двух тысяч видов, объединяемых в более чем 100 родов. Земляные пауки распространены практически по всему миру. По образу жизни они активные хищники, которые не плетут ловчую паутину, а схватывают добычу на земле или растениях, подстерегая и бросаясь на неё. Питаются они большей частью насекомыми и активны ночью. Днём обычно прячутся в каких-нибудь укрытиях.

Полевой сезон в Ростовской области у арахнологов начинается в феврале: как раз в это время при плюсовой температуре некоторые виды пауков становятся активными.

В поисках пауков специалисты вручную разбирают наносы водорослей, травы, мусора на островах и вдоль берегов. Пользуются они и почвенными ловушками. Пластиковые стаканчики с фиксирующей жидкостью (формалином или уксусом) закапывают в землю на расстоянии 5—10 м один от другого. Туда и попадаются пауки. Их поиск и сбор — весьма трудоёмкое занятие, к тому же и опасное, поскольку нередки встречи с ядовитыми особями.

Пауки обнаруженных новых видов оказались довольно крупными. Они неядовиты для человека и поэтому не представляют для него опасности. Окраска тела самца и самки Гнафозы одинаковая: жёлто-коричневая с серыми пятнами неправильной формы. А вот длина тела самца меньше 6,5 мм, в то время как самки вырастают до 8,8 мм. Первый вид получил название по месту находки в дельте реки Дон — Гнафоза донская (Gnaphosa donensis). Второй новый вид установлен только по самкам. Они жёлто-коричневого цвета и могут достигать в длину 8 мм. Самца же пока не удалось найти, так как большую территорию трудно обследовать за одну экспедицию. Он может оплодотворить самку и спрятаться или умереть, ведь жизненный цикл у пауков длится всего один год. Самок на территории, где обитают пауки, может быть много, а самцов приходится искать годами. Александр Пономарёв назвал новый вид Гаплодрассус Ивлиева (Haplodrassus ivlievi) в честь биолога и сотрудника природного парка «Донской» — Павла Ивлиева, благодаря которому был получен многочисленный материал для исследований.

Сразу после описания новых видов пауков их типовые экземпляры передали в Москву в коллекцию Зоологического музея МГУ им. М. В. Ломоносова. Часть материалов также хранится в личной коллекции Александра Пономарёва. Начиная с 1970-х годов Пономарёв установил и описал около 80 новых видов пауков и даже четыре их рода, обитающих в южных районах России, Западном Казахстане и на Кавказе.

«Чтобы работать с биологическим объектом, надо знать, в какой ячейке научной классификации он находится, то есть знать об его свойствах, распространении, родственных связях, — говорит Александр Пономарёв. — Поэтому мы продолжаем экспедиции в хорошо изученной Ростовской области. И вот результат: всего в 60 км от города-миллионника Ростова-на-Дону обнаружены новые виды. Совсем недавно мы обнаружили и описали два новых вида пауков в Адыгее и Закавказье. Предстоит ещё большая работа по описанию новых видов. Это связано и с тем, что арахнолог — очень редкая специальность среди зоологов».

Всего в Ростовской области обитает около 600 видов пауков, в их числе южнорусский тарантул (Lycosa singoriensis) и каракурт (Latrodectus tredecim-guttatus). Укус тарантула напоминает укус шершня и может быть весьма болезненным, но жизни не угрожает. Каракурт, напротив, смертельно опасен для человека и домашних животных. Яд, попавший в организм при укусе, врачи выводят с помощью капельниц, иначе человеку грозит паралич органов дыхания и остановка сердца.

Пауки уничтожают вредителей сельскохозяйственных культур и тем самым приносят человеку пользу. «И даже самые ядовитые пауки, — как убеждён зоолог, — необходимое звено в экологической цепи. Поэтому бороться с ядовитыми пауками необходимо только там, где живут люди».

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»