Птицы в большом городе

Мегаполис — огромный плавильный котёл. Кто-то не выдерживает давления, а кто-то адаптируется. И птицы тоже. Орнитолог, доцент Московского городского педагогического университета, кандидат биологических наук Андрей Резанов рассказал, как происходит урбанизация птиц, почему в Москве стало меньше воробьёв и почему галки начали гнездиться на кладбищах.

В небесах таятся чудеса

Геофизик Владимир Цельмович — о том, что летает по небу, куда падает и зачем нам всё это знать.

Что можно увидеть на небе в ноябре 2023

Последний месяц осени не балует любителей астрономии хорошей погодой. Но когда она разгуляется, предлагаем взглянуть на известное зодиакальное созвездие Овна.

Мой порядковый номер на рукаве, или как я посетила Томский ядерный реактор

Место, где превращают кремний в фосфор, лечат котов и учат студентов. Путешествие на ядерный ректор Томского политехнического университета – это настоящее приключение, которое наверняка запомнится надолго.

И согреют, и пожар потушат

Что такое газогидраты? Где они «водятся» и как их можно использовать? Об этом рассказывает Никита Шлегель, кандидат технических наук, сотрудник лаборатории тепломассопереноса, доцент исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политехнического университета.

Землетрясение в Афганистане 7 октября: небольшая магнитуда, большие разрушения

В чём особенность землетрясения, произошедшего несколько дней назад в провинции Герат в Афганистане, и почему оно оказалось таким разрушительным? Комментирует Рубен Татевосян, главный научный сотрудник ИФЗ РАН, заведующий лабораторией сильных землетрясений и сейсмометрии, заместитель директора по вопросам инженерной сейсмологии и оценке сейсмической опасности.

Определить недуг по воздуху, или как я дышала в мочеприемник

Наш корреспондент Наталия Лескова посетила лабораторию лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения в Томском госуниверситете, чтобы протестировать на себе интересные методы диагностики.

Самолёты. Вакцины. Полимеры

«Широко простирает химия руки свои…» – писал когда-то Михаил Ломоносов. Действительно, из какой ещё лаборатории, как не из химической, протянутся эти «руки» и к современным самолётам, и к… противовирусным вакцинам. О том, как совмещаются такие разные направления исследований, в рамках пресс-тура, организованного нацпроектом «Наука и университеты», рассказал Виктор Мальков, заведующий лабораторией органического синтеза химического факультета Томского государственного университета.

Что можно увидеть на небе в октябре 2023

Середина осени нечасто балует нас хорошей погодой. Но если выдастся удачный момент советуем обратить внимание на незаметное зодиакальное созвездие Рыбы.

Разделяй и властвуй

Как по капле крови узнать, какие лекарства вы принимаете и в каком количестве? Почему в ряде случаев это важно? Что такое хроматография и как работают хроматографические колонки? Об этом в рамках пресс-тура, проводимого нацпроектом «Десятилетие науки и технологий» и «Наука и университеты» мы спросили Дмитрия Кургачева, заместитель заведующего Лабораторией физико-химических методов анализа Томского государственного университета.

«Комаров надо не убивать, а лечить»

Так считает кандидат биологических наук Глеб Артемов, заведующий лабораторией экологии, генетики и охраны окружающей среды Томского государственного университета. А почему и как это можно сделать, мы узнали в ходе пресс-тура в Томск, организованного в рамках нацпроекта «Десятилетие науки и технологий» и «Наука и университеты».

Москва – Ивановка – Альфа Центавра

Вместе с нашим корреспондентом Наталией Лесковой отправляемся в путешествие по берегу Байкала, чтобы поймать неуловимые астрофизические частицы.

Поглощает свет, генерирует ток

О том, как в Институте физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН разрабатывают и производят новые фотодетекторы для оптоволоконных линий связи, рассказывает кандидат физико-математических наук Максим Аксёнов, заведующий лабораторией «Физико-технологических основ создания фотоприёмных устройств на основе полупроводников A₃B₅» ИФП СО РАН.

От мезофизики и сверхпроводимости к квантовым компьютерам

Как залезть в область атомарного масштаба и посмотреть, что там – рассказывает Василий Столяров, доктор физико-математических наук, директор Центра перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ.

Мы держим курс в сторону Солнца

О своём посещении Байкальской астрофизической обсерватории в Листвянке, где расположен Большой солнечный вакуумный телескоп, рассказывает Наталия Лескова.

В Сибири появится свой СКИФ

В городе-спутнике Новосибирска наукограде Кольцово скоро заработает уникальная установка — Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ). В ходе пресс-тура, организованного в рамках нацпроекта «Десятилетие науки и технологий», нам удалось побывать в Институте ядерной физики СО РАН им. Г. И. Будкера, где создаётся оборудование для ускорителя, и расспросить академика Павла Логачёва, директора ИЯФ, о новой установке.

Что можно увидеть на небе в сентябре 2023

Вот и осень пришла. Однако в сентябре ещё можно надеяться на более или менее хорошую погоду, особенно, если будет полноценное бабье лето. В этот раз мы отвлечёмся от малых созвездий и вспомним о большом — созвездии Пегаса.

Как устроить атомный взрыв внутри плохой клетки

Совсем скоро в Национальном медицинском исследовательском центре им. Н. Н. Блохина появится уникальная установка бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ), разработанная в Новосибирском институте ядерной физики. Что это за аппарат, как он работает и кому поможет, мы спросили специалистов из Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН.

Вирусы хорошие, вирусы плохие и… сосиски

Одиннадцать лет назад в Новосибирском государственном университете появилась новая лаборатория бионанотехнологий, микробиологии и вирусологии, которую возглавил доктор биологических наук Сергей Нетёсов, профессор, тогда член-корреспондент, а с прошлого года — академик РАН. В рамках пресс-тура, проводимого программами «Десятилетие науки и технологий» и «Наука и университеты», мы побывали в Новосибирске и спросили у Сергея Викторовича о том, что изучают в его лаборатории, как за последнее время эволюционировал коронавирус и что не так с продуктами из магазина.

У природы нет плохих животных

Кавказскому биосферному природному заповеднику скоро исполнится сто лет. Это один из старейших заповедников России. Одна из его площадок — вольерный комплекс, где спасают попавших в беду диких животных. О комплексе, его обитателях и их непростой судьбе рассказывает Ольга Пегова, заместителем директора заповедника.