№12 декабрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Ждать ли нам Деда Мороза?

Мнения о главном новогоднем волшебнике разделяются: одни считают, что детям надо в него верить, другие полагают, что это обман, а это плохо. Что по этому поводу думают психологи? Надо ли обнадеживать детей? Если да – стоит ли приглашать домой бородатого деда? А вдруг испугаются? А что делать, если поймут, что он «ненастоящий»? Об этом мы спросили Марианну Сачкову, доктора психологических наук, профессора кафедры общей психологии РАНХиГС, профессора кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ.

Даже в условиях меняющегося климата Дед Мороз спешит дарить радость и подарки! Фото: Retired electrician/Wikimedia Commons, CC0 1.0.

— Марианна Евгеньевна, итак, сакраментальный вопрос: верить или не верить?

— Психологи считают, что нет ничего плохого в том, что дети верят в Деда Мороза. Более того, такая вера может быть иногда даже необходима ребенку, как и сказки нужны нам для правильного формирования личности.

— Но маленькие дети часто пугаются большого деда с бородой, сколько им ни объясняй, что он добрый и с подарками.

— Тут важно учитывать возрастные особенности. Так, дети до трёх лет очень привязаны к родным и близким людям, но могут опасаться незнакомцев, поэтому лучше к ним не приглашать актёра в костюме Деда Мороза, тем более не пытаться усадить испуганного малыша к нему на колени для фотографии на утреннике. А вот более старшие дети уже с удовольствием верят в то, что Дед Мороз – волшебник и может одарить приятным сюрпризом. Это связано и с тем, что где-то до 7-8 лет у дошкольников преобладает магическое мышление – вера в то, что определенные мысли или особые действия могут повлиять на окружающую действительность или будущее. Вспомните, наверняка каждый в детстве свято верил в то, что нельзя переходить дорогу, если её перебежала чёрная кошка, а если кому-то наступил на ногу, обязательно надо наступить в ответ, чтобы не поссориться.

— А если пришлось вернуться домой, необходимо посмотреться в зеркало. Я так до сих пор делаю.

— В детстве таких ритуалов намного больше. Каждый знает, что нельзя наступать на трещины в асфальте или проходить под лестницами, чтобы чего-нибудь плохого не случилось. Дети верят в домовых, русалок, подкроватных монстров, с удовольствием вызывают Гномика или Даму Пик (особенно это распространено в коллективных занятиях, например, в детских лагерях). В этот ряд хорошо вписывается и Дед Мороз, но при этом как очень положительный персонаж. Такое мифологическое мышление активно поддерживается чтением и просмотром сказок, произведений русского фольклора.


Марианна Сачкова, доктор психологических наук, профессор.

В детском возрасте очень развито воображение, часто ребята живут в некотором фантазийном мире, придумывают истории и воображаемых друзей. Очень хорошо такой пример описан Астрид Линдгрен в повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Воображение способствует развитию познавательных способностей, эмоциональному становлению, мотивирует ребёнка на придумывание новых игр и эффективное отыгрывание взятых на себя ролей. Все это в итоге помогает решать жизненно важные возрастные задачи. Несомненно, важно и то, что включение в жизнь ребёнка таких сказочных персонажей, как Дед Мороз или Снегурочка, помогает укреплять определённые культурные и, прежде всего, семейные ценности и традиции. Оно вполне может выполнять адаптивную и иногда компенсаторную функцию: снимать некоторые страхи и тревожность, находить в таких верованиях «островок радости, добра и волшебства».

— Когда дети перестают верить в Деда Мороза?

— Обычно это связано с развитием критического мышления, когда дети уже учатся в школе, где-то к 9-10 годам (хотя у некоторых может случиться и раньше). Чаще всего это происходит естественно, ребенок постепенно понимает, что это всё игра, «не по-настоящему», и сильной травмы при этом обычно не получает. Например, мой сын как-то сказал Деду Морозу, которому с удовольствием рассказал стих и получил свой долгожданный подарок: «Дед Мороз, превращайся побыстрее обратно в папу». Мы поняли, что ребёнок уже повзрослел.

— Если мы принимаем точку зрения, что Дед Мороз существует, как правильно говорить детям о подарках, которые он приносит? Иногда они требуют невозможного, ведь волшебник может всё.

— В этом случае родитель всегда сможет найти, что ответить своему ребенку. Например, Дед Мороз сам решает, что подарить каждому конкретному ребенку, он знает, что ему действительно нужно. В то же время не стоит делать сугубо прагматичные подарки, которые кажутся нужными только вам, а ребёнок не получает от этого никакой радости. Также не стоит манипулировать такими словами: «Ты плохо вёл себя в этом году, поэтому тебе будет только маленький подарок или вообще не будет подарка». Дед Мороз должен оставаться добрым, а не наказывающим волшебником. Кстати, такой разговор может стать отличной возможностью, чтобы обсудить с ребёнком такой трудный, но педагогически важный вопрос: сколько нужно вложить труда и какие усилия предпринять человеку, чтобы получить соответствующее вознаграждение.

— Как быть, если ребёнок понял, что его обманывали, и начинает обвинять в этом родителей? Например, нашёл свои письма, которые якобы отправляли Деду Морозу.

— Если родители хотят поддержать веру в сказку, то могут сказать, например, что Дед Мороз читает письма, но не забирает их. Лучше, конечно, отправлять послания через почту по адресу резиденции Деда Мороза в Великом Устюге. Сейчас такие возможности есть. А сами письма неплохо составлять вместе с ребенком, чтобы быть в курсе его чаяний, переживаний, ожиданий. Второй вариант разрешения ситуации может быть такой. Если с родителями доверительные отношения и при этом они считают, что уже пора ребенку открыть «правду», то можно сказать, что папа и мама не собирались обманывать сына или дочь, а хотели сделать так, чтобы праздник стал особенным и приятным для всех событием, поэтому придумали такую игру.

— А в нашей жизни есть место новогоднему чуду?   

— Я верю в то, что в Новый год обязательно нужно создавать праздничную атмосферу, особенно для детей. Это имеет ярко выраженный психологически благотворный эффект. Например, если старшие дети выросли и уже не верят в сказочных героев, то их можно подключить к созданию праздника для младших братьев и сестер. Это может стать ещё одной семейной традицией. Кроме того, установлено, что способность верить в чудеса помогает и во взрослом возрасте лучше справляться с проблемами и стрессом, так как люди с позитивным образом мышления чаще выбирают более конструктивные и креативные способы совладания с трудностями.

Мы украшаем елку, готовим на стол традиционные новогодние угощения, загадываем желания под бой курантов – всё это примеры ритуалов, которые структурируют нашу жизнь, вносят в неё стабильность, наполняют радостью и предвкушением чего-то нового и обязательно положительного. Сам Новый год – очень оптимистичный праздник, когда люди празднуют продолжение жизни и хотят верить в то, что в будущем всё будет ещё лучше. Чудо мы можем создавать своими руками, поддерживая хорошее настроение у наших близких и друзей, предугадывая их желания и готовя им подарки, становясь волшебниками хотя бы на один праздничный день.

Автор: Наталия Лескова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее